Выставка в Ауденарде открывает забытого современника Рубенса

0

В течение трех лет — с 2018 по 2020 год — в Бельгии проходит масштабный цивилизованный фестиваль Flemish Masters. Он затрагивает все сферы жизни — ЮНЕСКО признало национальным достоянием бельгийскую привычку тянуть пиво, ученые изучают историю шоколада, который во времена Рубенса продавался в аптеках как лекарство, музеи демонстрируют отреставрированные шедевры, многие государственные учреждения открывают свои двери, чтобы показать работы знаменитых художников in situ, то кушать на тех стенах, для которых они были созданы.

У каждого года в программе есть главный акцент: 2018-й — Рубенс и антверпенское барокко, 2019-й — 450-летие со дня кончины Питера Брейгеля Старшего, 2020-й — завершение реставрации Гентского алтаря. Однако помимо знаменитых имен и шедевров музеи демонстрируют художников, оказавшихся в тени своих более успешных коллег, но не меньше заслуживающих внимания.

Адриан Брауэр, современник Рубенса, хватавший уроки у Халса, хорошо известен специалистам и гораздо меньше знаком широкому кругу любителей искусства. Меж тем его труды есть во многих музеях, включая Дрезденскую картинную галерею, Старую Пинакотеку в Мюнхене, собрание Лихтеншнейнов в Вене, а также Пушкинский музей и Эрмитаж.

Брауэр прожил итого 32 года и умер от чумы, в бедности (Рубенс, у которого имелось порядка 17 работ Брауэра, и в меньшей степени Рембрандт бывальщины едва ли не единственными его покупателями), оставив около 70 картин.

Выставка «Адриан Брауэр: мастер эмоций» в музее Ауденарде, в родимом городе художника, представляет более 30 работ Брауэра и еще столько же произведений его современников из музейных и частных собраний Европы и Соединенных Штатов.

Творчество Брауэра, трудившегося в первой половине XVII века, исторически оказалось между традициями Брейгеля и жанровыми сценами следующих поколений. Одним из самых талантливых его учеников и последователей был Давид Тенирс Меньший, много копировавший работы своего учителя. Наиболее характерные для Брауэра сюжеты— крестьянские праздники, разгульные подмостки в кабаках и курильных притонах (в то время во Фландрии табак был запрещен). Он писал трактирщиков, пьяниц, игроков в карты, большенное внимание уделяя утрированным, гротескным эмоциям. Экспозиция построена вокруг четырех тем: Брауэр — новый Брейгель, веселящиеся компании, эмоциональные портреты и ландшафты.

Дополнением к выставке стали инсталляции современных бельгийских художников, включая Вима Дельвуа и Яна Фабра, разбросанные по середине города и вдохновленные работами Адриана Брауэра.

Adriaen Brouwer
«The Pancake Baker» 
Philadelphia Museum of Art John G. Johnson Collection, 1917
Courtesy of the Philadelphia Museum of Art

Adriaen Brouwer
«The Smoker» 
Bruikleen van het Rijksmuseum, Amsterdam

Adriaen Brouwer
«The Back Operation»
© Städel Museum, Frankfurt am Main – ARTOTHEK

Adriaen Brouwer
«A Fat Man»
Mauritshuis, Den Haag
Foto: Margareta Svensson

Adriaen Brouwer
«Three Men brawling over a game of dice» 
bpk — Staatliche Kunstsammlungen Dresden – Elke Estel – Hans-Peter Klut

Adriaen Brouwer
«Drinking Peasant»
Collectie Stad Antwerpen, Rubenshuis
Foto: Michel Wuyts

Adriaen Brouwer
«Peasant with Bicorne and Tankard» 
Kunstmuseum Basel

Adriaen Brouwer
«Interior of a room with figures: A Man playing a lute and a Woman» 
Victoria and Albert Museum, London
Bequeathed by Constantine Alexander Ionides

Ключ: art-and-houses.ru