Валентина Василева: «Коллекционерам комфортно в приватной обстановке»

4

Двадцать шестого сентября в Ивановском зале Российской государственной библиотеки отворится Салон высокого искусства и дизайна Le Salon. Это новая, камерного формата, ярмарка, в которой участвуют около пятнадцати галерок и ювелирных брендов из Европы, России и США. Перед открытием организатор Салона Валентина Василева рассказала ARTANDHOUSES о новоиспеченном для Москвы ярмарочном формате и его преимуществах.

Вы принимали участие в организации салонов изящных искусств, которые проходили в московском «Манеже» в 2003–2007 годах. Это бывальщины довольно крупные по количеству участников события. В последние же годы вы переключились на проведение ярмарок практически бутикового формата c 10–15 участниками. Отчего?

Хочу отметить, что я была очень рада принимать участие в организации тех мероприятий. Да, действительно, был другой масштаб, желая мы начинали тоже с небольшого салона на Пречистенке. Это был очень хороший опыт — я приобрела знания, уверенность в себе и дальней смогла работать в этой области самостоятельно.

В 2007 году я переехала в Вену и организовала свою компанию Art & Jewels of the World. И переключилась на формат, отвечающий заявкам глобального рынка искусства и драгоценностей. Художественный рынок, как и наша жизнь, стремительно меняется, и мы стараемся быстро реагировать на эти изменения — на новоиспеченную политическую и экономическую реальность, новые принципы и подходы к экспонированию произведений искусства. Моя компания — как живой организм. И поскольку она создавалась во пора экономического кризиса, мы прежде всего учитывали то, что примерно в последние 15 лет на международной сцене был настоящий художественный бум — новоиспеченные ярмарки открывались одна за другой. То есть таких мероприятий, каким был салон в Москве тогда, было весьма много, фактически в каждом большом городе. И чтобы не повторяться, обратить внимание на что-то новое и концептуальное, надо было предложить новоиспеченный формат.

Мы придумали выставки более камерные, с тщательным отбором участников и произведений, поменяли дизайн и презентацию на немало удобную и в некотором смысле уютную. Сделали мероприятия такими, чтобы посетители спокойно, в эксклюзивной обстановке смогли увидать произведения искусства, оценить, сравнить, взвесить, посоветоваться со своими консультантами.

Пьер Огюст-Ренуар
«Женский портрет»
1912
KD FINE ART

Вы уже опробовали этот формат на нескольких ювелирных салонах в Баку, а также камерном арт-салоне в Монако. Как он себя показал?

Камерный формат понравился не лишь нам, как небольшой компании-организатору, но и нашим гостям, которые там побывали. Галеристам и ювелирам очень легко в таких условиях получить благосклонность клиентов, а коллекционерам было комфортно в приватной обстановке общаться с профессионалами.

В Баку мы начали в 2013 году, причем этот город был избран отчасти случайно — в то время полным ходом шла подготовка к Евровидению, и мы впечатлились ее уровнем. И решили, что на волне международного заинтересованности стоит попробовать открыть там первый международный салон.

Проанализировав местную конъюнктуру, поняли, что интереснее всего в этот момент показывать ювелирное искусство, и привезли около пятнадцати ведущих компаний, таких как Graff, De Beers, Moussaieff, David Morris, Adler и иные. Для нас это был успех — практически все марки открыли свои ювелирные салоны в городе в течение последующих шести месяцев. То кушать можно сказать, что это было мероприятие не только B2C, но и B2B. И вот уже шесть лет мы развиваем там это направление. Потихоньку пробуем интегрировать туда и избранные художественные галерки. Так что нашу концепцию «collectors show» считаем правильной.

Николай Кошелев
«Серия 26.1 2014»
STANISLAS BOURGAIN

Какие у вас прогнозы на Москву?

В Москве сейчас нет интернационального салона изящных искусств, а мы считаем, что он должен быть, как в любом другом городе мира. И на этом этапе, как подсказывает нам ситуация, лучше приступить с небольшого формата, увидеть реакцию местной публики.

Москва сильно поменялась с момента последних салонов половины 2000-х, какими я их помню. Совершенно новая среда — остались старые коллекционеры, но появилось много новых. Так что мы разрешили рискнуть и сделать первый шаг. У нас давние хорошие отношения с французскими дилерами, и они готовы рискнуть вместе с нами и отметить новоиспеченный салон на мировой карте культурных событий.

Мы хотим создать уникальную атмосферу в самом центре Москвы, в Ивановском зале, рядышком с Домом Пашкова, чтобы галеристы вместе с дизайнерами и ювелирами объединились в едином пространстве, показывая богатство и разнообразность высокого искусства.

Жак-Эмиль Рульман
Секретер «Триплан» из макасарского черного дерева и слоновой кости
Ок. 1920
© Arnaud Carpentier – Galerie Vallois – Paris
VALLOIS

Отчего мало ювелирных брендов участвует?

С одной стороны, в Москве уже многие бренды имеют собственные представительства, и им не надо участвовать в салоне. С иной — многие не представленные в России дизайнеры хотели участвовать, но возникал вопрос с датами проведения. Дело в том, что мы остановились на датах 26–30 сентября. Но для ювелиров это не весьма хороший период: существуют такие же ярмарки в других странах, в которых они традиционно участвуют, а менять расписание они уже не могли. По итогам первого салона, я думаю, мы рассмотрим новые даты, удобные для всех. Обязательно привезем в следующий раз разнообразные ювелирные бренды.

По какому принципу звали участников?

Между собой мы называли концепцию выставки «art showcase». Мы хотим показать, как в едином пространстве сочетаются импрессионисты и модернисты, престарелые мастера, произведения дизайна и мебель разных эпох, объекты ар-нуво и ар-деко. Плюс ювелирные украшения. Мы создаем для участников утилитарны единое пространство, отчасти кураторский выставочный проект, где не будет привычных перегородок или стендов для каждой галереи.

Для трех галерок, например, концепцию совместной выставки придумал знаменитый декоратор Рене Бушара, смешав искусство и дизайн различных стран и эпох. Также мы не хотели, чтобы ювелирные бренды стояли статичными экспонентами с традиционными витринами, потому мы их тоже очень интересно интегрируем в экспозицию.

Кольцо «Артишок»
Вдохновлено архитектурой и настроением Нью-Йорка. Огранка перлы ― Виктор Тузлуков.
Золото, ювелирная эмаль, ограненная черная таитянская жемчужина.
ILGIZ FAZULZYANOV

Современности разрешили избежать?

Просто нет места! Но у нас будет немного современного искусства из России — его представит парижская Galerie Stanislas Bourgain, какая работает с российскими художниками, и 28 сентября днем состоится дискуссия на тему того, как на Западе воспринимают нынешнее русское искусство. Helmut Koller Studio представит яркий проект австрийского художника Хельмута Коллера.Также мы пригласили ювелира Ильгиза Фазулзянова, чья выставка недавно была в Кремле. Ведь невозможно коротать ярмарку в Москве без русских участников!

Источник: art-and-houses.ru