В Пушкинском музее откроют «парижский салон баронессы Эттинген»

8

Выставка в Пушкинском музее повествует об одном из легендарных мест Монпарнаса — салоне баронессы Эттинген на бульваре Распай, где встречались художники, литераторы, музыканты, чьи имена золотыми литерами вписаны в историю авангарда. По словам куратора Алексея Петухова, тема эта оказалась настоящим ящиком Пандоры — даже музейные специалисты не предполагали, какие ослепительные истории, значимые шедевры, переплетения человеческих судеб и жанров искусства они обнаружат.

Баронесса Эттинген, в девичестве польская аристократка Елена Францевна Миончинская, получившая звучную фамилию и титул от недолгого супружества с русским офицером, приехала в Париж в 1902 году. Там уже жил ее двоюродный брат Сергей Ястребцов, взявший псевдоним Серж Фера. Совместно они посещали Академию Жюлиана, и постепенно вокруг талантливой и тогда еще богатой пары объединился круг парижского авангарда. Фера познакомился с Пикассо и увлекся кубизмом, Эттинген была не лишь светской дамой, но и художником, критиком, поэтом, среди их друзей были Аполлинер и Кокто, Брак, Матисс и Дерен, Глез, Сюрваж и Пикабиа. До революции оставшиеся в России капиталы позволяли деятельно меценатствовать, после — купленные ранее картины помогли выжить (живой пример успешных инвестиций в современное искусство).

Эттинген и Фера поддерживали немало ярких проектов тех лет и сами принимали в них участие — они первыми стали собирать работы Таможенника Руссо, приютили у себя Модильяни и открыли его талант, вместе с Аполлинером издавали журнал Soirées de Paris («Парижские вечера»), ставший рупором авангарда, и спонсировали постановку его пьесы «Бюсты Терезия» — автор назвал ее сюрреалистической, первым употребив это слово применительно к искусству.

Элен Эттинген
начин 1900-х

Идея выставки возникла благодаря архиву Эттинген-Фера, о котором хорошо знают парижские коллекционеры и арт-дилеры. Ровных наследников у них не осталось, и всё , что не было распродано, хранится у Альбана Руссо, отец которого был режиссером и в 1930-е годы устанавливал спектакли в декорациях Фера. Он с радостью предоставил архив, а музеи, галереи и частные коллекционеры дополнили картину, чтобы показать салон баронессы во всей красе.

Музей Оранжери даст на выставку масштабное полотно «Свадьба» Анри Руссо, Помпиду и парижский Городской музей нынешнего искусства — работы Архипенко, Делоне, Пикабиа и Леже, из Хельсинки приедет редко выдаваемый на выставки портрет Леопольда Сюрважа, возлюбленного баронессы, пятерни Модильяни.

Экспозиция будет выстроена вокруг жизни салона Эттинген в разных проявлениях — коллекционирование искусства, товарищи и возлюбленные, покровительство художникам и литераторам, дизайн и фэшн-индустрия, в которую Эттинген и Фера успешно влились в 1920-е годы, ее ширмы, панно и платье, его театральные проекты и монументальные вещи.

Необычной будет образовательная программа, подготовленная к выставке. Помимо традиционных лекций на все сюжеты, затронутые в экспозиции, кураторы обещают первое в истории Пушкинского музея модное дефиле — покажут оригинальные платья и реконструкции за те полвека, что Эттинген прожила в Париже, от ар-нуво до нью-лука, а также мастер-класс по созданию эффектного макияжа и манеры в целом, в чем баронесса была большая мастерица.

Анри Руссо
«Свадьба»
1905
Музей Оранжери, Париж


Фернан Леже
«Композиция»
1918
ГМИИ им. А. С. Пушкина 

Жорж Супружество
«Замок Ла Рош Гюйон»
1909
ГМИИ им. А. С. Пушкина 

Леопольд Сюрваж
«Город на берегу моря»
1916
Частное собрание, Париж


Мари Лорансен
«Автопортрет»
крышка 1900-х
Из бывшего собрания Г. Аполлинера


Пабло Пикассо
«Скрипка»
1912
ГМИИ им. А. С. Пушкина 

Серж Фера
«Композиция с трубкой и стаканом»
1914-1918
Частное собрание, Париж

Соня Делоне
Обложка для поэмы Блеза Сандрара «Проза о Транссибирском экспрессе и махонькой Жанне Французской»
1913
Частное собрание, Париж

Источник: art-and-houses.ru