В Пушкинском музее изучают анатомию кубизма

2

Выставка «Анатомия кубизма», посвященная истории возникновения одного из самых радикальных манеров ХХ века, открывается в московском ГМИИ имени А. С. Пушкина. Архитекторы экспозиции создали собственное посвящение главному герою экспозиции — огромный стол-инсталляцию, где «взвешенный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», будет продемонстрирован наглядно.

Первым произведением кубизма почитаются «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, написанные в 1907 году. Пять прекрасных фурий с лицами, напоминающими африканские личины, произвели революцию в мире искусства. И не только провокационным сюжетом — прототипами персонажей картины стали обитательницы борделя на улице Авиньон в Барселоне. Изначально полотно так и называлась «Философский бордель», а более благообразную версию названия придумал поэт Андре Сальмон.

Именно в этой труду впервые был продемонстрирован новый подход к изображению пространства, ломающий представление о привычной линейной перспективе. Картина вовсе не была случайным открытием: Пикассо длинно трудился над ее идеей, о чем свидетельствует тетрадь с эскизами, создаваемыми на протяжении девяти месяцев, которая и легла в основу выставки в Москве.

В экспозиции можно увидать шестьдесят рисунков из заветной тетради, ныне хранящейся в Доме-музее Пикассо в Малаге. Помимо рисунков покажут и гуаши из собрания Сергея Щукина, а откроет выставку картина «Купание» (1890–1894) Поля Сезанна, которого Пикассо считал папой современной живописи, отказавшимся от предметности.

Также здесь можно будет увидеть источники, которые привели Пикассо к кубизму. Африканская скульптура, древняя керамика, шедевры Древнего Египта, прикладное искусство эпохи эллинизма — всё это вдохновило художника на создание нового манера. На примере двадцати произведений из коллекции Пушкинского музея можно рассмотреть, из чего же складывался кубизм.

Поль Сезанн
«Купание»
1890 – 1894
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Пабло Пикассо
«Три дамы. Этюд»
1907-1908
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Пабло Пикассо
«Дружба (II). Этюд»
1907-1908
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Пабло Пикассо
«Обложка альбома Пикассо № 7 для «Авиньонских девиц» с изображением Орла», 1907
Собрание Фонда Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

Пабло Пикассо
«Набросок: Орел, Сова и крокодил / Подмостки в интерьере и орел», 1907
Коллекция Фонда Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

Пабло Пикассо
«Набросок сидящей дамы: обнаженная с драпировкой», 1907
Коллекция Фонда Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

Пабло Пикассо
«Набросок обнаженной с драпировкой», 1907
Собрание Фонда Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

Пабло Пикассо
«Женский бюст/ Набросок с кувшином, чашей и лимоном», 1907
Собрание Фонда Пикассо, Дом-музей Пикассо, Городской совет Малаги

Источник: art-and-houses.ru