В Антверпене соединили барокко, фотографию и гастрономию

2

В рамках трехлетней программы «Фламандские искусника» в Антверпене чествуют эпоху барокко. Открывшийся в начале этого года после масштабной реновации музей «Дом Снейдерса и Рококса» представил мультидисциплинарный проект на стыке живописи, снимки и гастрономии.

За живописную часть проекта отвечают полотна знаменитого антверпенского художника первой половины XVII столетия, мастера пышных барочных натюрмортов Франса Снейдерса, развешенные на стенах его собственного дома и мастерской. Пожалуй, никто не умел с таким почти тактильным реализмом изображать всё обеспеченность фруктов и дичи и в то же время одним кровавым разрезом напоминать о тленности всего живого. Малоизвестный факт — во поры Снейдерса звучало много призывов к вегетарианству, и противопоставление пышных фруктовых корзин и тщательно выписанных артишоков с одной сторонки и убитых животных с другой имело дополнительный подтекст.

Фуд-фотограф Тони ле Дюк также сделал карьеру на превращении еды в искусство. В снимках, размещенных на выставке в специальных горизонтальных боксах, чтобы нагляднее показать глубину изображения, он не ставит цели повторить полотна Снейдерса буквально. Из отдельных элементов, позаимствованных с его картин, он составляет собственные композиции, используя ту же цветовую палитру, композиционную глубину и свет, льющийся по диагонали слева, как мастерил 400 лет назад известный живописец.

Другим уровнем, объединяющим XVII век с XXI, стала кулинарная книга, изданная в Лейдене в 1612 году. Ее автор Антониус Магирус вдохновлялся ренессансной книжкой «Искусство приготовления пищи», написанной за сто лет до этого поваром папы Пия IV Бартоломео Скаппи. Магирус не просто собрал популярные рецепты, но также, в поддержка хозяйке, рассказывал об этикете, организации приемов и прочих тонкостях.

Вдохновившись красочными описаниями, Тони ле Дюк обратился к пятнадцати шеф-поварам лучших ресторанов Антверпена. Они адаптировали к сегодняшнему дню по одному рецепту из книжки, используя по возможности те же ингредиенты и способы их обработки, и включили в меню на время работы выставки.

Главное отличие кухни XVII столетия не столько в самих рецептах, сколько в способах хранения продуктов и готовых блюд без холодильников. Поэтому в то время продовольствие чаще коптили, сушили, мариновали, часами тушили на медленном огне. Кроме того, в десертах было гораздо вяще сахара. Пирог с артишоком, телячьи потроха с пюре из цикория и сельдерея, черный пудинг с ягодами, мини-бургеры с копченым угрем и изнеженная утка с морковным суфле если и не перенесут во времена Снейдерса, то успокоят рецепторы после просмотра многочисленных натюрмортов.

Ключ: art-and-houses.ru