ТОП-15 главных музеев Венеции

3

Венеция — одинешенек огромный музей, где буквально на каждом шагу любителя искусства подстерегает шедевр. Причем шедевры мирового искусства можно повстречать не только в городских музеях, не меньше их в многочисленных церквях и соборах. Например, в соборе Мадонна-дель-Орто — великолепный «Страшный суд» Тинторетто. В Сан-Дзаккарии можно поклоняться «Мадонне с малюткой» Беллини, а в соборе Сан-Джованни-э-Паоло его же алтарю. В Скуола-ди-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони есть гениальный цикл Карпаччо, посвященный Св. Иерониму. А в Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари — Канова, Тициан, Донателло, Беллини… И так дальше, и так далее. Впрочем, Венеция — вовсе не кладбище культуры, в частных фондах, а порой и в самих средневековых соборах проходят выставки нынешнего искусства, так что художественная жизнь здесь кипит не только раз в два года во время Венецианской биеннале.

Вслед за арт-гидами по ведущим музеям и арт-центрам Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Вены, Брюсселя и Амстердама, ARTANDHOUSES составил собственный список арт-институций плавучего города, которые обязательно нужно посетить.

Palazzo Ducale

www.palazzoducale.visitmuve.it

Дворец дожей — это венецианский Кремль, воплощение роскоши и воли. В этом грандиозном палаццо заседали Большой совет и сенат, судил Верховный суд и даже работала тайная полиция. С балкона дожи приветствовали горожан, а наверху томились узники, самыми популярными из которых были Джордано Бруно и Казанова. Дворец дышит венецианской историей — здесь нужно удивляться пышно украшенным залам и лестницам, глядеть портреты дожей, старинные карты, глобусы и, конечно, живопись знаменитых венецианских художников. Самая большая полотно в мире, «Рай» Якобо Тинторетто и его сына Доменико высотой 7 метров и длиной 22 метра, «Триумф Венеции» Паоло Веронезе — образчики официальной венецианской живописи барокко — поражают своей грандиозностью. Обязательно поднимитесь по Лестнице гигантов, вырубленной из каррарского мрамора, какую венчают статуи Марса и Нептуна, к Залу Большого совета — самому большому залу без опор не только в Венеции, но и во всей Италии. Кроме того, во дворце всегда проходят временные выставки, охватывающие самые разные этапы истории искусства. Если вы решили начать глядеть Венецию с Дворца дожей, загляните в соседний собор Сан-Марко — восхищаться 8000 кв. м мозаик, созданных от византийского поре до Ренессанса.

Gallerie dell’Accademia

www.gallerieaccademia.it

В Галерее Академии хранится самая большая коллекция венецианской живописи XIV–XVIII столетий. Первоначально с 1750 года в Академии учились художники, но в начале XIX века она стала музеем. По количеству шедевров Академия может поспорить с лучшими музеями вселенной. «Гроза» Джорджоне, «Пир в доме Левия» Паоло Веронезе, последняя «Пьета» Тициана, «Чудо Св. Марка» Тинторетто, «Мадонна на престоле» Джованни Беллини, «Сцены из легенды о Святой Урсуле» Витторе Карпаччо, шедевры Андреа Мантеньи, Пьеро делла Франческа, Паоло Венециано — экспонаты Галерки Академии, которые находятся в учебниках мировой истории искусства.

Photo: Maddalena Santi

Museo Correr

www.correr.visitmuve.it

В Городском музее Коррер можно разузнать о венецианской культуре последнего периода существования Венецианской республики. Музей был основан в 1830 году на основе собрания венецианского патриция Теодоро Коррера, завещавшего городу свою ценнейшую собрание живописи и декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем музей оброс еще двумя коллекциями — картинной галереей и Музеем Рисорджименто. Из собрания Коррера в музее исторические виды Венеции, документы, ведуты школы Каналетто, одежда, монеты и печати, а также историческое оружие. Среди шедевров картинной галерки — «Две венецианки» Карпаччо. Временные выставки в институции часто посвящают искусству XX–XXI веков.

Collezione Peggy Guggenheim

www.guggenheim-venice.it

Несмотря на камерный размер, Музей Пегги Гуггенхайм, размещённый в Palazzo Venier dei Leoni на Большом канале, — самый посещаемый музей Венеции после Палаццо дожей. Тут можно увидеть более 300 работ европейского модернизма. Племянница Соломона Гуггенхайма, Пегги поддерживала и ценила авангард, как и ее дядя, отворивший музей современного искусства в Нью-Йорке. Последние 30 лет своей жизни она жила в Венеции, где после ее смерти в ее доме и был отворён музей. Пегги Гуггенхайм вращалась в кругах художественной богемы, будучи ее частью (среди ее мужей был и художник Макс Эрнст), неплохо разбиралась в современном искусстве, поэтому в ее коллекции практически нет проходных работ. Среди топов собрания музея — «Алая башня» Де Кирико, «Поэт» Пабло Пикассо, «Дождь» Марка Шагала, «Лунная женщина» Джексона Поллока, «Облачение нареченной» Макса Эрнста, «Грустный молодой человек в поезде» Марселя Дюшана.

Palazzo Grassi

www.palazzograssi.it

Палаццо Грасси — одно из самых модных и живых пространств современного искусства, где можно увидеть работы из коллекции французского миллиардера Франсуа Пино. Выставки Фонда Пино нередко провокационны и даже скандальны, согласно вкусу своего владельца; в особенности много противоречивых отзывов вызвала прошлогодняя выставка Дэмиана Херста. За немало чем 10 лет здесь прошли персоналки Урса Фишера, Зигмара Польке, Ирвина Пенна, Рудольфа Стингера из собрания Пино и иных коллекций. Дворец, построенный в XVIII веке архитектором Джорджо Массари, в 2006 году был реконструирован по проекту знаменитого японского зодчего Тадао Андо. На площади 5000 кв. м удалось устроить 40 залов, а интерьеры XVIII века были замаскированы белоснежными панелями. Тадао Андо с восточной тонкостью вписал в старинный венецианский дворец идеальный белый куб.

Photo: Prudence Cuming Associates
© Damien Hirst and Science Ltd.

Punta della Dogana

www.palazzograssi.it

Второе выставочное пространство, относящееся Франсуа Пино, открылось в 2009 году. Залов Палаццо Грасси казалось недостаточно, чтобы вместить все выставки Фонда Пино, и собиратель приобрел еще и пустовавший 30 лет комплекс морской таможни. Для реконструкции центра был также приглашен Тадао Андо, какой в этот раз намного более свободно обращался с историческим зданием. Облицованные мрамором фасады комплекса были тщательно отреставрированы, как и внутренняя кирпичная кладка и деревянные перекрытия. Тут проходят временные выставки из коллекции Пино, к которым привлекаются и другие собрания.

Photo: Matteo De Fina
© Palazzo Grassi

Ca’ Pesaro

www.capesaro.visitmuve.it

Ка-Пезаро — одна из старейших галерок современного искусства в Венеции, где хранится коллекция европейского искусства XIX–XX веков. Дворец был построен в XVII веке знаменитым зодчим барокко Бальдассаре Лонгеной, также возведшим церковь Сан-Салюте и дворец Ка-Реццонико. Международная галерея современного искусства отворилась в 1902 году, со временем к ней присоединился Музей восточного искусства с коллекцией из Японии. Здесь также хранятся избранные труды, приобретенные на Венецианской биеннале с самого начала до 1950-х годов. Среди топов коллекции — работы Густава Климта, Василия Кандинского, Пьера Боннара, Марка Шагала, Джорджо де Кирико, Джорджо Моранди, Ива Танги, Жоана Миро и даже нашего Филиппа Малявина.

Ca’ Rezzonico

www.carezzonico.visitmuve.it

Дворец Ка-Реццонико — образчик роскошной венецианской архитектуры барокко, главным сокровищем которого стали фрески Джамбаттисты Тьеполо. Проект дворца по заказу патриция Филиппо Бона был создан именитым зодчим Бальдессаре Лонгеной на пороге XVII–XVIII веков, а закончен Джорджо Масари в 1745 году. В 1751-м дворец приобрел состоятельный предприниматель Джамбаттиста Реццонико, папа папы Климента XIII. По его заказу непревзойденный мастер оптической иллюзии Тьеполо расписал потолок нескольких залов в честь свадьбы Лудовико Реццонико. Головокружительные ракурсы Тьеполо, на длинные годы вышедшие из моды, вновь вызывают восхищение. Колесницы, путти и прекрасные юноши и девушки будто сходят с небес, за что теперь рокайльные истории Тьеполо принято сравнивать с 3D картинами. Помимо фресок Тьеполо во дворце хранится собрание живописи художников XVIII века, среди которых Франческо Гварди, Пьетро Лонги.

Scuola Grande di San Rocco

www.scuolagrandesanrocco.org

Скуолу Сан-Рокко (Святого Роха) можно находить музеем Тинторетто: здесь сохранились его работы, которые он писал в течение 23 лет. Скуола была основана в 1549 году для оказания поддержки больным: Святого Роха почитали как защитника от чумы — кстати, его мощи хранятся в церкви прямо напротив скуолы. Стройка здания началось в 1515 году по проекту Бартоломео Бона, а закончено было в 1549 году архитектором Антонио дель Аббонди (Скарпаньино). Тинторетто выиграл конкурс на роспись скуолы, представив свою полотно «Святой Рох во славе», которая теперь украшает потолок в зале Альберго. Живописный цикл на нижнем этаже посвящен Богоматери. На стенах лестницы — огромные живописные истории, написанные Пьетро Негри и Антонио Салазки, со сценами ужасов эпидемии чумы в Венеции 1630 года. Однако самой известной картиной скуолы почитается огромное полотно «Распятие» Тинторетто — 5 м длиной, на котором можно отыскать и его автопортрет.

Ca d’Oro

www.cadoro.org

«Золотой дом», как переводится наименование дворца, — шедевр готической архитектуры, внутри которого спрятана прекрасная коллекция ренессансной живописи. Дворец был выстроен в XV веке по проекту архитекторов Джованни и Бартоломео Бон. Изначально кружевной фасад был украшен сусальным золотом, вермильоном и ультрамарином — к сожалению, в итоге варварской реконструкции XIX века золото с фасада исчезло. Последний владелец дворца барон Франкетти собрал великолепную собрание живописи Возрождения, и после его смерти в 1927 году дворец превратился в галерею, названную в его честь. Для главной перлы своей коллекции — «Святого Себастьяна» Мантеньи — барон построил капеллу, отделанную мрамором. Триптих, посвященный Деве Марии, Карпаччо, «Портрет Николо Приули» Тинторетто, «Венера перед зеркалом» Тициана, «Портрет Марчелло Дураццо» Ван Дейка — полотна, достойные лучших музеев мира, можно увидеть здесь, помимо других ренессансных раритетов.

Palazzo Fortuny

www.fortuny.visitmuve.it

За скромными стенами Палаццо Фортуни исчезает фантастический мир. Дворец, принадлежавший дизайнеру ХХ века Мариано Фортуни, — одно из самых удивительных мест в вселенной. Здесь хранится наследие самого Фортуни, блестящего фантазера и изобретателя, здесь же проходили выставки, организованные нынешним дизайнером и антикваром Акселем Вервордтом, с ловкостью жонглера смешивающего стили и эпохи. В постоянной экспозиции — картины Фортуни, текстильный и сценический дизайн, новаторская фотография. Среди изобретений Фортуни — плиссированный шелк, набивной бархат по рисункам тканей Ренессансы, абажуры из шелка, украшенные бусинами и шелковыми шнурами. Дизайнер изобрел и систему смены театральных декораций, «панорамный купол Фортуни», какую использовали в постановках театра Ла Скала в Милане.

Palazzo Cini, Fondazione Giorgio Cini

www.palazzocini.it

Не так давно Палаццо Починяй открыл свои двери посетителям после почти 10-летнего перерыва на реставрацию. Здесь хранится уникальная собрание искусства Возрождения и маньеризма из Флоренции и Феррары. «Суд Париса» Боттичелли, «Двойной мужской портрет» Понтормо, Мадонны Пьеро делла Франческа и Гирландайо, образа, лиможские и венецианские эмали, майолика — всё это в потрясающих интерьерах страстного коллекционера графа Витторио Чини, жившего в ХХ столетье. Музей был открыт в 1984 году, а Фонд Джорджо Чини, названный в честь погибшего сына графа, в 1954 году. Фонд заслуживает отдельного внимания. Размещённый в монастыре на острове Сан-Джорджо-Маджоре, он превратился в один из самых значительных исследовательских институтов в мире. Здесь проходят выставки классического и нынешнего искусства, конференции и лекции, хранится огромная библиотека.

Photo: Matteo De Fina

Fondazione Prada

www.fondazioneprada.org

Фонд Prada — одна из самых ослепительных и модных площадок современного искусства в Венеции. Фонд расположен в барочном дворце Ка-Корнер-делла-Реджина, который делит с Архивом Венецианской биеннале. С 1995 года в фонде миновали персональные выставки Франческо Веццоли, Марка ди Суверо, Джона Висли, Томаса Деманда, помимо великолепных сборных экспозиций.

Fondazione Querini Stampalia

www.querinistampalia.org

Фонд, основанный в 1869 году графом Джованни Кверини Стампалья, — образчик венецианского аристократического дома. Картины, скульптуры, фарфор, ткани и фрески создают атмосферу роскоши, в которой проходят концерты и выставки классического и нынешнего искусства. Главная достопримечательность дворца — огромная библиотека, куда можно приходить ночью. Ночной режим был прописан в духовной самого графа. Фонд библиотеки превышает 350 тыс. единиц хранения. Здесь можно уединиться и с периодикой — к услугам читателей 20 каждодневных итальянских и иностранных газет.

V-A-C Foundation, Palazzo delle Zattere

www.v-a-c.ru

Фонд V-A-C, основанный Леонидом Михельсоном, — один-единственное российское частное пространство культуры в Венеции, органично вписавшееся в пеструю карту венецианских художественных фондов. Четырехэтажное дома Фонда в Венеции открылось 11 мая 2017 года выставкой «Пространство, сила, конструкция», представляющей советское искусство 1920–30-х годов. Ныне здесь меняют выставки дважды в год, на которых собирают вариативные произведения художников XX–XXI веков как из коллекции самого Фонда, так и из собраний иных институций.

Photo: Andrea Avezzù

Photo: Delfino Sisto Legnani and Marco Cappelletti

Photo: Delfino Sisto Legnani and Marco Cappelletti

Ключ: art-and-houses.ru