Спасенные Центром Грабаря шедевры собрали в Москве

4

В выставочных залах ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря в Москве 21 сентября открывается экспозиция «Век ради непреходящего», отмечающая столетие крупнейшего реставрационного центра. На нее со всей России съедутся произведения искусства, в разное время спасенные реставраторами или атрибутированные экспертами середины.

Ткань, кость, металл, камень, дерево — с чем только не доводилось сталкиваться специалистам Центра Грабаря за его историю. И это, разумеется, не считая привычных «традиционных» материалов, использующихся в графике, живописи и скульптуре. Центр, основанный в 1918 году, во поры советской власти фактически охранял от вандализма и разграбления многие церковные памятники. «Он был создан для того, чтобы вывести монументы религиозного искусства из разряда материальных ценностей, поскольку в то время их чаще всего уничтожали. Грабарь под эгидой науки начинов это всё спасать. И это, с одной стороны, положило начало реставрации, а с другой — спасло огромное количество вещей», — повествовала в интервью ARTANDHOUSES заместитель генерального директора Центра Ольга Темерина. И спасает их Центр — уже просто от разрушения порой — и сегодня. Вероятно, поэтому одними из главных экспонатов будущей выставки станут объекты из церквей и музеев со всей края.

Среди топов экспозиции, например, уникальные расписные «небеса» конца XVIII века из Кенозерского национального парка, образ «Богоматерь Одигитрия» XIII века, которая впервые будет выставлена после многолетней реставрации, и плащаница «Погребение Христа» из Псковского музея-заповедника.

Кроме того, среди экспонатов выставки очутятся кафтан Петра I, коллекция предметов резной кости из Ивановского областного художественного музея, скульптура Коненкова, живопись и графика Верещагина, Врубеля, Серова, Фешина, Гончаровой, Ларионова, Родченко, Вербрюггена и Доссо Досси.

Как отметили в Середине, «каждый экспонат будет сопровождаться описанием реставрационного процесса, а программа с элементами дополненной реальности „Artefact“ позволит увидать предметы до реставрации и узнать детали иконографии и авторского замысла».

Здание, в котором с 2006 года располагаются студии Реставрационного центра им. Грабаря. Памятник архитектуры эпохи конструктивизма. Здание построено в 1924-1926 гг группой зодчих и инженеров под руководством Александра Кузнецова для Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ)

«Саваоф с херувимами и символами евангелистов».
Восьмигранное расписное «небосвод» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинская
Состоит из 14 частей 
1790 
Кенозерский национальный парк

Богоматерь Одигитрия
XIII в. 
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Резной бюст-складень императора Священной Римской империи Максимилиана I
Германия
XIX век 
Ивановский областной художественный музей

Парные вазы
Россия, Императорский фарфоровый завод
2-я половина XIX в.  
Астраханская государственная картинная галерка им. П. М. Догадина 

Н. С. Гончарова 
«Портрет трех персон»
1907–1908 
Тотемское музейное объединение

М. А. Врубель
  «Голова демона»
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко

М. Шагал 
«Конь и корова»
1914
Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Скульптуры «Негр в коричневой шапочке» и «Негритянка»
1870-е гг. 
Историко-архитектурный, художественный и археологический музей «Зарайский Кремль»

А. Г.  Сотников
Скульптура «С. М. Буденный на коне»
1951
Россия, Дулевский государственный фарфоровый завод им. газеты «Истина»
Государственный музей керамики и усадьба «Кусково» XVIII века

Источник: art-and-houses.ru