Шедевры искусства эпохи Эдо в Пушкинском музее

9

В Пушкинском музее открывается выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» в рамках цивилизованного Года Россия–Япония. Названию можно верить, здесь каждый экспонат — официальный шедевр.

Среди 153 созданий два обладают статусом «национальное сокровище», девять являются «особо ценными объектами культуры» и шесть — «особо ценными объектами искусства». Выставка пройдет в двух частях: первая — с 4 по 30 сентября, вторая — с 3 по 28 октября — именно из-за особых условий хранения шедевров, какие по японскому законодательству можно показывать за границей не более месяца.

Эпоха Эдо, захватившая период XVII–XIX веков, была золотым столетием японской культуры. Именно в ту пору в Японии появился стиль укиё-э, особый вид гравюры, изначально черно-белой, а затем и цветной. Благодаря сравнительной дешевизне гравюр искусство вошло в быт не только аристократии, но и вполне себе обычных граждан.

Сюжеты и герои укиё-э также бывальщины близки народу: прекрасные гейши, силачи-борцы, актеры театра кабуки, пейзажи должны были радовать городских обитателей. Укиё-э использовались в качестве отдельных гравюр, а также иллюстраций к книгам. На выставке можно увидеть свитки по мотивам повести «Исэ-моногатари» (Х век), повести «Гэндзи-моногатари» (X–ХI столетия), автором которого считают придворную фрейлину Мурасаки Сикибу, и эссе монаха Ёсиды Кэнко «Записки от тоски» (XIV век).

Утамаро, Хиросигэ, Хокусай — их имена стали символами искусства эпохи Эдо, навсегда покорив сердца европейцев. Каноническая «Гроза у подошвы горы» с изображением горы Фудзи Хокусая, «Акутагава. Сцена из повести “Исэ-моногатари”» Китагавы Утамаро и «Лунный серп» Хиросигэ сделаются украшением экспозиции. Помимо гравюр, на выставке можно увидеть и знаменую ширму Огаты Корина «Бог ветра и бог грохоты», часто встречающуюся на обложках учебников истории искусства.

В образовательную программу выставки входят девять лекций ведущих японских и российских специалистов о цивилизации эпохи Эдо. А в октябре современные художники направления укиё-э проведут мастер-классы по обучению технике гравюры на дереве.

Огата Корин
«Боги вихри и грома»
Пара двустворчатых ширм
Токийский национальный музей

Кусуми Морикагэ 
«В часы прохлады»
Двухстворчатая ширма
Токийский национальный музей

Сакаки Хякусэн
«Ландшафт»
Шестистворчатая ширма
Агентство по культуре Японии

Кацусика Хокусай
  «Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)»
1831–1833
Музей изобразительных искусств города Тиба

Кацусика Хокусай
«Вящая волна в Канагава»
Музей изобразительных искусств города Тиба

Китагава Утамаро
«Нанива-я Окита»
Из серии «Выступающие красавицы и бессмертная поэзия»

Источник: art-and-houses.ru