Ретроспективу Михаила Ларионова открывает Третьяковская галерея

0

В Третьяковской галерке 19 сентября открывается выставка Михаила Ларионова, одного из титанов русского авангарда. Это самая полная ретроспектива художника за всё пора, куда войдут живопись, графика, театральные работы, а также личный архив, его библиотека и коллекция лубков. Все эти сокровища истории искусства привезены из ведущих музеев вселенной — помимо коллекции Третьяковской галереи, в организации выставки участвуют галерея Тейт, Центр Помпиду, Музей Виктории и Альберта, а также провинциальные музеи и частные собиратели.
Михаил Ларионов — художник, для которого не существовало правил. Как настоящий авангардист, он постоянно расширял границы искусства, скидывая классику с пьедестала современности. Как и многие художники авангарда, он начинал с реализма, миновав через увлечение импрессионизмом и футуризмом, изобрел свое собственное направление — лучизм. На выставке можно увидеть наиболее целое собрание его картин — от ранних опытов освоения современной живописи до поздних работ периода эмиграции.

Ларионов был одним их первых художников, какие ввели народную культуру в лексикон высокого искусства. Героями его работ становятся солдаты — расцвет русского авангарда пришелся на этап Первой мировой войны, да и сам он побывал на службе. Прототипов для героев своего времени Ларионов находил на провинциальных вывесках и в русских лубках.

Еще одинешенек эпический персонаж Ларионова — Венера, народная красавица, чья природная крестьянская красота также эпатировала почтенную публику, свыкшуюся к совсем другому образу богини любви; для Венер на выставке отведут целый зал.

Как бы ни были хороши ларионовские Венеры и бойцы, его главным прорывом стало изобретение лучизма. В лучах, пронизывающих картину, изображение появлялось в движении, как будто проносясь на бешеной скорости мимо зрителя. Движение было основной приметой ХХ века, когда жизнь менялась на глазах и все кругом бежали, летели и скакали, как в стихотворении Хармса. Впрочем, и лучизм Ларионова был цел иронии: «Лучистая колбаса и скумбрия» из Кельнского музея — лучший тому пример.

В 1915 году Ларионов уезжает совместно со своей супругой Наталией Гончаровой в Париж по приглашению Дягилева и больше в Россию не вернется. С этого момента начинается иная страница в его биографии — увлечение театром, в частности балетом, где Ларионов находит более широкое поле для экспериментов. Он занимается не лишь сценографией, но и пробует себя в качестве хореографа, пишет либретто. Среди его постановок — «Шут», «Полуночное солнце», «Русские сказки», «Байка про лису». Из Музея Виктории и Альберта на выставку привезут оригинальный костюм паяца. Впервые будет показан и макет инсталляции «История балета всех времен».

Часть выставки посвящена собственному архиву художника, там можно увидеть фотографии, афиши, зарисовки на полях писем и даже личную библиотеку Ларионова и Гончаровой. Впервые размашистой публике покажут и источник вдохновения художника — его коллекцию лубков, куда вошли более 600 экспонатов.

Михаил Ларионов
«Автопортрет в тюрбане»
возле 1907
Государственная Третьяковская галерея

Михаил Ларионов
«Прогулка в провинциальном городе» 
около 1909
Государственная Третьяковская галерея

Михаил Ларионов
«Утро в казармах»
1910
Государственная Третьяковская галерка

Михаил Ларионов
«Отдыхающий солдат»
1911
Государственная Третьяковская галерея

Михаил Ларионов
«Зима. Времена года»
новоиспеченный примитив
1912
Государственная Третьяковская галерея

Михаил Ларионов
«Весна. Времена года»
новый примитив
1912
Государственная Третьяковская галерка

Михаил Ларионов
«Петух /  Лучистый этюд»
1912
Государственная Третьяковская галерея

Михаил Ларионов
Афиша выставки в галерке Sauvage «Exposition d’oeuvres de Gontcharove et Larionow «L’Art decoratif Theatral moderne»
1918
Государственная Третьяковская галерка

Источник: art-and-houses.ru