Ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых открылась в Новой Третьяковке

5

В Новоиспеченной Третьяковке открылась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». С конца 1980-х годов основной московский концептуалист Илья Кабаков работает совместно со своей супругой Эмилией, которая с тех пор является его соавтором.

Нынешняя выставка — это самый крупный показ творчества Кабаковых, скопивший более 40 картин, 12 инсталляций, 10 моделей памятников и 27 графических произведений. В организации выставки зачислили участие три музея — лондонская Галерея Тейт, Эрмитаж и Третьяковская галерея. После показа в Лондоне и Санкт-Петербурге выставка переехала в Москву, где была создана ее новоиспеченная версия, куда попали работы Кабакова из частных собраний, а также инсталляция «Пустой музей».

Выставка Кабаковых — это возможность вернуться «Back in USSR», ощутить себя беспомощным просителем ЖЭКа или запуганным обитателем советской коммуналки. Плутая по коридорам коммунального «Диснейленда», выкрашенным коричневой краской, придется упереться в непреходяще занятый туалет и, наконец, найти дыру в космос, куда обязательно захочется улететь после посещения коммунальной кухни.

Экспозиция выстроена как квест, фантастический лабиринт, в котором из музейных залов вдруг попадаешь в закоулки коммунальной квартиры, скромную библиотеку и даже траурный зал, где играет реквием по тем, кого в грядущей не возьмут.

Эмилия Кабакова
Открытые выставки «В будущее возьмут не всех»

Уже в первых работах, созданных еще в 1960-е годы, Кабаков изображает трагедию маленького человека, оказавшегося во власти непреодолимых обстоятельств. Не «человека играющего», как в западной концепции, а «человека боящегося», парализованного ужасом перед всемогущим советским коммунальным господом. Его живопись 1970–80-х годов имитирует стенды из ЖЭКов и коммуналок, вскрывая всю абсурдность советского коммунального быта, нивелирующего смысл индивидуальной жизни человека. Кабаков выделяет из общего хора коммунальных голосов самые абсурдные высказывания вроде проблемы «Чья эта муха?», на которые не может быть ответа.

В 1980-е годы появляется новый жанр в его творчестве — инсталляция, затем получившая дефиниция тотальной. На выставке выстроены сразу несколько ключевых инсталляций, в том числе «Человек, улетевший в космос из своей горницы», «Мусорный человек, или человек, который ничего не выбрасывал», «Случай в коридоре возле кухни», погружающие зрителя в сюрреалистичную атмосферу коммунальной жития. Самая трогательная — «Лабиринт. Альбом моей матери» — дает возможность совершить путешествие по коридору памяти художника, прочтя душераздирающую историю мытарств его матери.

Поздний период представлен макетами инсталляций и памятников, а также монументальной живописью. Несмотря на появление новоиспеченных тем в кабаковском Универсуме, переживание советского мифа не оставляет художника, и последние годы он пишет картины, воссоздающие вновь и вновь обрывки прошедшего, в том числе картину «Проверена на партийной чистке».

Несмотря на мощную визуальность экспозиции, текст в ней играет равноправную роль. Зритель непременно должен зачитаться многочисленными сопроводительными экспликациями, как муха из знаменитого объекта влипая в глобальный кабаковский гипертекст. И, попадая на коммунальную кухню, среди левитирующих кастрюль почувствовать себя Ольгой Ивановной, какая «рано утром вышла набрать воды и увидела множество кастрюль, сковородок и кружек, свободно, как птицы, порхающих в еще беспросветном пространстве коммунального коридора».

Вход и выход на выставке закольцованы — показанная здесь картина «Жук» становится альфой и омегой экспозиции. Эта труд, проданная в 2008 году на аукционе Phillips de Pury за рекордную для современного российского искусства цену $5,8 млн., как будто не оставляет сомнений, кого в грядущей совершенно точно возьмут.

Открытые выставки «В будущее возьмут не всех»

Илья Кабаков
«Человек, улетевший в космос из своей горницы»
1985
Центр Жоржа Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства / Центр индустриального творчества
© Ilya Kabakov Photo © Tate (Andrew Dunkley)

Илья Кабаков
«Николай Петрович»
1980
Частное собрание

Илья Кабаков
«Доска-объяснение к трем русским полотнам»
1980
Частное собрание

Илья Кабаков
«Ответы экспериментальной группы»
1970–1971
Частное собрание

Источник: art-and-houses.ru