Ретроспектива Эмиля Нольде проходит в Эдинбурге

0

Масштабная выставка классика немецкого экспрессионизма «Эмиль Нольде. Краска — это жизнь» открылась в Национальной галере Шотландии. Более ста работ — живопись, рисунки, акварели, гравюры — привезли в Эдинбург из собрания Фонда Эмиля Нольде в Зеебюле.

Выставка охватывает все периоды творчества художника — от ранней импрессионистической живописи, мощного расцвета экспрессионизма в 1910–1930 годах до запоздалых акварелей, созданных Нольде в 1940-е.

Нольде — маг цвета, открывший совершенно новые возможности живописи. Начав с интересы импрессионизмом, в 1900-х он присоединился к группе «Мост», ставшей колыбелью немецкого экспрессионизма. Впрочем, с «Мостом» Нольде продержался итого два года, затем продолжил собственный путь в искусстве. Его способность писать оглушающими цветами, как будто наполненными внутренним светом и даже звуком, отыскала свое воплощение в нескольких сюжетных линиях. Нольде удивительно эмоционально переосмыслил библейскую историю, приблизив ее к современности. Еще одним сюжетом сделалась ночная жизнь Берлина с ее кабаре, кафе и театрами. Жена Нольде Ада была танцовщицей, так что он имел возможность видать это карнавальное существование изнутри. Еще один значительный сюжет — мощные пейзажи, звучащие как средневековые оратории.

1930-е годы сделались для художника периодом испытаний. Он увлекся идеями фашизма и вступил в НСДАП. Организаторы предупреждают, что на выставке есть труды, которые могут «огорчить» зрителя. Это, например, «Martydom 1921», где распятый Христос осмеян персонажами с семитскими чертами. Из-за политических взоров и членства в НСДАП на творчестве Нольде навсегда останется печать сожаления.

Впрочем, нацисты не ответили ему взаимностью, искусство Нольде признали дегенеративным, а его живопись взяла центральное место на известной выставке «Дегенеративное искусство». У Нольде конфисковали более 1000 произведений, которые бывальщины частично уничтожены, частично проданы. Он получил запрет на художественную деятельность и, уединившись в своем доме в Зеебюле, строчил акварели подпольно, зарывая их в собственном саду. Эта «ненаписанная живопись» была так же светоносна и оглушительна, как и его предыдущие работы.

После брани Нольде был реабилитирован, вновь взялся за кисть, работал до самой смерти и даже был приглашен на легендарную выставку documenta.

Для тех, кому на нынешнюю выставку угодить не удастся, организаторы сняли объемный ролик, подробно показывающий экспозицию, который можно увидеть на сайте музея.

Emil Nolde
«Free Spirit»
1906
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Party»
 1911
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Exotic Figures II»
1911
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Prophet»
1912
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Candle Dancers»
1912
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Junks» (red)
1913
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Bay»
 1914
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Landscape / North Friesland»
1920
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Paradise Lost»
1921
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Large Poppies / Red, Red, Red» 
1942
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Skater» 
1938-1945
© Nolde Stiftung Seebüll

Ключ: art-and-houses.ru