От Фостера до Девлин: 10 удивительных павильонов для EXPO 2020

2

До амбициозной Всемирной выставки в Дубае еще два года, но уже сейчас выстроена ее основная концепция и структура, а архитектурные бюро публикуют проекты преходящих павильонов разных стран. Событие впервые пройдет на Ближнем Востоке. Общую планировку территории выставки, тема какой «Объединяя умы, создаем будущее», разработали бюро HOK и Populous, а авторами трех основных павильонов стали BIG, Foster + Partners и Grimshaw Architects. ARTANDHOUSES избрал десять самых интересных конструкций, которые уже успели представить архитекторы со всего мира.

1. BIG

«Возможность» — один из структурообразующих павильонов выставки. Его разрабатывает бюро датчанина Бьярке Ингельса. Его минимально вероятный по площади фундамент поддерживает максимально возможную по высоте (из-за соседства с новым аэропортом Аль-Мактум введено ограничение в 21 м) и площади кровлю, создавая столь желанную в жарком климате тень. Вся конструкция неправильной треугольной формы, внутри которой и размещены выставочные пространства, выполнена из белого керамического профиля, но в нескольких местах она приподнимается, как полотнище на ветру, приоткрывая ход в зеленую общественную зону. Естественный свет проникает внутрь с северной стороны, а с южной архитекторы установят солнечные батареи, обеспечивающие надобности павильона. В вечернее время предусмотрена эффектная подсветка, как бы пробивающаяся сквозь планки фасада.

2. Foster + Partners

Над вторым тематическим павильоном, наименованном «Мобильность», работает бюро Нормана Фостера: англичане сейчас так активно трудятся в Дубае, что даже открыли там новоиспеченный офис. Их конструкция имеет многослойную, расширяющуюся структуру и по форме напоминает трилистник. Вся композиция, в целом близкая решению датчан, введена на ступенчатом подсвеченном постаменте. В обоих этих павильонах по окончании выставки планируется разместить музеи.

3. Grimshaw Architects

Само наименование павильона — «Устойчивое развитие» — уже обуславливает внимание к возможностям и перспективам применения этого принципа в современной архитектуре. Сложные климатические обстоятельства, в данном случае, лишь подстегнули фантазию архитекторов. В результате обширная крыша круглого в плане экспозиционного пространства будет выстлана солнечными батареями, а кругом планируется установить еще и дополнительные «деревья», превращающие солнечный свет в электроэнергию. Всё это будет окружено тщательно спланированным ландшафтом с здешними растениями. По окончании выставки павильон трансформируется в интерактивный научный музей.

4. Santiago Calatrava

Калатрава, один из ветеранов всемирных выставок, совместно с Николасом Гримшоу строивший еще для ЕХРО 1992 в Севилье, работает над важнейшим национальным павильоном хозяев смотра. Постройка разместится в самом центре всей гигантской территории и, по признанию архитектора, ее форма должна напоминать летящего сокола, одного из символов ОАЭ. Внутри на 15 000 кв. м планируются различные выставочные пространства, аудитория, лавки, а также VIP-зоны. И, конечно, особое внимание будет уделено экологии: павильон проектируется по стандартам LEED Platinum.

5. Es Devlin

Победившая в конкурсе на дом павильона Великобритании концепция сценографа и дизайнера Эс Девлин по форме напоминает граммофон. Из центра «Поэтического павильона» торчат долгие планки с LED-экранами на концах. На них будут выводиться стихотворные строчки на арабском, китайском, английском, французском и других стилях. Тексты сгенерирует специально созданный искусственный интеллект на основе идей посетителей выставки. Девлин признается, что необычное решение ей подсказал конкурс на лучшее послание внеземным цивилизациям, инициированный в 2015 году Стивеном Хокингом. И это будет первоначальный в истории всемирных выставок павильон, созданный женщиной.

6. Paul Cocksedge Studio

В финале британского национального конкурса конкуренцию Эс Девлин составила «акварельная» концепция Пустотела Кокседжа. Дизайнер решил собрать все цвета флагов стран — участниц выставки, которые бы «плыли» и смешивались, буквально демонстрируя идею союзы людей. Для этого скульптурная композиция в центре павильона должна быть собрана из тысяч прозрачных стеклянных дисков, закатывающихся друг на друга. Они и создали бы необходимый трехмерный эффект размытости и смешения оттенков.

7. Laboratory for Visionary Architecture

Специалисты LAVA именуют свою концепцию для Германии «вертикальным кампусом». Несколько сложенных друг на друга прямоугольных объемов образуют выставочные и тематические пространства и одновременно формируют просторную и ясную общественную зону. Всё это объединено эффектной, практически парящей кровлей. В результате возникает множество неожиданных ракурсов и динамичных обликов, а передвижение по павильону превращается в интерактивное путешествие по миру устойчивого развития.

8. Querkraft

В условиях мгновенного распространения информации всё значительнее становится умение правильно формулировать вопросы. Собственно, пространство для обсуждения «правильных» вопросов о нашем будущем и основывали австрийские архитекторы для представления своей страны. Серия усеченных конусов будет выполнена по традиционной технологии из здешних глины и песка, которые легко потом можно «вернуть» природе. Продвинутая современная система поддержки климата позволит при этом добиться экономии энергии. В этом бережном касательстве к ресурсам и кроется ответ авторов на самый главный вопрос.

9. Selgascano и FRPO

Это предложение творческого тандема испанских архитектурных бюро для национального павильона. Девять солнечных «дирижаблей» из полимерной пленки весьма удачно вписываются в пропагандируемую выставкой концепцию устойчивого развития, ведь вся эта ультралегкая, дышащая конструкция может быть легковесно перемещена на другое место, не производит излучения и на 80% сделана из переработанных материалов. При этом под ярко-желтыми надувными цилиндрами размещена традиционная для Испании квадратная площадь.

10. Jasmax

Темой своей экспозиции новозеландцы избрали «внимание к людям и месту». А в качестве прототипа будущего павильона архитекторы использовали традиционные для маори хранилища-обереги. Эту давнишнюю традицию защищать и опекать самое ценное — kaitiakitanga — и следует, по их мнению, транслировать миру. А поскольку ничего значительнее благополучия будущих поколений и всей планеты, то выражать свою заботу можно и нужно при помощи современных технологий устойчивого стройки.

Источник: art-and-houses.ru