Новая демонология в Московском музее современного искусства

2

В Московском музее нынешнего искусства открылась выставка «Демоны в машине», где можно увидеть последние достижения science art. Над созданием высокотехнологичного искусства художники из России, Великобритании, Австрии, Австралии и Франции трудились вместе с учеными и инженерами. Практика по объединению физиков и лириков уже 10 лет продвигается в жизнь столичным фондом Laboratoria Art&Sience и его куратором Дарьей Пархоменко, какая и организовала выставку.

На выставке роботы-художники рисуют абстрактные картины, роботы-реставраторы восстанавливают поврежденные скульптуры, роботы-интеллектуалы декламируют Хайдеггера и декламируют «Божественную комедию» Данте, а роботы-медики обсуждают последние новости из интернета. Может показаться, что машины совершенно вырвались из-под контроля своих создателей, что воплощает, с одной стороны, самый большой страх человечества, а с иной — самую большую надежду на возможность искусственного разума обрести автономность. Кто же скрывается за невозмутимой внешностью машины — демоны или ангелы?

Дарья Пархоменко (Laboratoria Art&Sience) и Василий Церетели (Московский музей нынешнего искусства)

Известный австрийский художник Томас Фойерштайн создал свою трехчастную инсталляцию «Чай для Кириллова», вдохновленный «Бесами» Достоевского. Инженер Кириллов был одержим проблемами свободы воли, желания и предопределения, а в проекте Фойерштайна он превратился в дух, живущий в виртуальной реальности. Часть инсталляции воображает собой кабинет Кириллова: мы не видим инженера, но ощущаем его присутствие — ящики письменного стола сами открываются и закрываются, движимые невидимой дланью призрака, а на столе постоянно дымится чашка чая. Рядом — воплощение виртуального ада с живущими в нем демонами, спрятанными в пучках кабелей, и виртуального рая с щебечущими о заключительных новостях белоснежными хирургическими лампами-роботами.

Творческое объединение «Куда бегут собаки» создали инсталляцию с довольно саркастическим видением грядущего после технологического апокалипсиса. Художники перевели «Божественную комедию» Данте на язык микросхем — вероятно, именно так наши внуки будут наслаждаться классикой поэзии. Из старых ламп, проводов и прочих технических штуковин они соорудили агрегат, какой декламирует Данте на языке машины — в стрекотании и лязге деталей зашифрованы поэтические строки. Неработающие мониторы, размещенные рядышком, для поколений постапокалипсиса станут чем-то вроде икон, порталом для связи с божественным. А наблюдая за инкубатором с цыплятами, наши внуки будут заниматься майнингом будущего.

Машина, придуманная Дмитрием Каваргой, изучает труды Мартина Хайдеггера. Постигая философские тексты, «Саморефлексирующий мистификатор Сокала» изрыгает разноцветное вещество, в результате чего будет нарисована большая абстрактная картина.

А Егор Крафт создал алгоритм, благодаря какому возможно реконструировать утраченные фрагменты античных скульптур. Впрочем, синтетический интеллект порой допускает причудливые промахи, порождая новые неизвестные образы античности. Словом, благодаря художникам машины кажутся более человечными, а у зрителя является возможность заглянуть в будущее, не выходя из музея.

Томас Фойерштайн
Австрия
«Комната управляющего»
2018
Интерактивная роботизированная инсталляция, доля тотальной инсталляции «Чай для Кириллова»
Проект создан специально для LABORATORIA Art&Science Foundation
При поддержке Лаборатории Касперского

Томас Фойерштайн
Австрия
«Беспросветная комната»
2018
Анимированные объекты, часть тотальной инсталляции «Чай для Кириллова»
Проект создан специально для LABORATORIA Art&Science Foundation
При поддержке Лаборатории Касперского

Томас Фойерштайн
Австрия
«Borgy&Bes»
2018
Роботическая нейроинсталляция, доля тотальной инсталляции «Чай для Кириллова»
Проект создан специально для LABORATORIA Art&Science Foundation
При поддержке Лаборатории Касперского, iPavlov, МФТИ, НИЦ «Курчатовский институт»

«Куда несутся собаки» 
Россия
«Послезавтра»
2018
Интерактивная инсталляция, металл, дерево, пластик, гетинакс, электронные компоненты, электро-механические компоненты, кассетные слайд-проекторы, компьютер, брудер, цыплята
Проект создан при поддержке Музея нынешнего искусства «Гараж», НКО АО «Национальный расчетный депозитарий» и LABORATORIA Art&Science Foundation
Фотография (с) Иван Ерофеев, Музей нынешнего искусства «Гараж»

Дмитрий Каварга
Россия
   «Поглощающий концепты»
2017
Роботизированная инсталляция, полимеры, композиты, металл, двигатели, видео-камера, цветные жидкости
Снимок (с) RDI Creative

Мемо Актен
Великобритания
«Learning to see: Hello, World!»
2018
Интерактивная видеоинсталляция, нейросети

Мемо Актен
Великобритания
«All watched over by machines of loving grace: Deepdream edition»
 2016

Джон Маккормак
Австралия
«Niche Constructing Robot Swarm»
2018
Роботизированная инсталляция
Проект создан специально для Laboratoria Art&Science Foundation
При поддержке Посольства Австралии в Российской Федерации

::vtol::
Россия
«Метафазовая звуковая машина»
2014
Кинетическая звуковая инсталляция, счетчик Гейгера, многоканальная звуковая синтезирующая система
Проект создан специально для LABORATORIA Art&Science Foundation

Ключ: art-and-houses.ru