На ярмарке FIAC в Париже столпотворение

2

С 18 по 21 октября в одном из самых прекрасных зданий Парижа, Grand Palais, проходит ярмарка современного искусства FIAC. За день до официального открытия состоялось превью для собирателей.

Можно считать, что мероприятия вокруг ярмарки, которых традиционно в Париже в это время множество, начались еще в понедельник с открытия выставки аргентинского художника Томаса Сарасено в огромном Palais de Tokyo — тут показывают его масштабные инсталляции и необычные скульптуры (всё можно посмотреть до января). В первый раз свою работу здесь же Сарасено представил в 2015 году, а ныне вернулся с большой персональной выставкой.

Grand Palais, 2018

Grand Palais, 2018

Grand Palais, 2018

Grand Palais, 2018

На вытекающий день официально открылась специальная программа FIAC «Hors les Murs», в рамках которой в саду Тюильри, на площадях и улицах города демонстрируют масштабные инсталляции и скульптуры звезд современного искусства. В Тюильри, например, прохожих встречают большая ярко-красная инсталляция Александра Колдера, обручи и камни от Алисии Кваде, скульптура Томаса Шютте, медведи Франсуа Ксавье-Лаланна, а у входа — розовый объект Франца Веста, чья ретроспектива сейчас проходит в Середине Помпиду.

Заставлена искусством и авеню Франклина Рузвельта, где стоит ярмарочно-выставочный дворец. Здесь притягивают взгляд модернистские дома Жана Пруве, какие каждый год показывают на Design Miami в Базеле.

В этой программе участвует и главное «драгоценное» место Франции — Вандомская площадь, пункт жительства великих ювелирных домов. Но если крупные проекты прошлых лет, такие как «птичьи гнезда» Тадаси Каваматы или белоснежные деревья Уго Рондиноне, сразу бросались в глаза, то нынешнюю инсталляцию модного дуэта Elmgreen & Dragset нужно разыскивать прямо под ногами. Меж брусчатки по всей площади художники разместили сотню небольших морских звезд в натуральную размер — фантазию на тему природных катаклизмов и частых наводнений в Париже.

Venus Over Manhattan, «Dorit», 2002

Van de Weghe, «Janey Waney», 1969

Perrotin, «To Whom May Concern», 2018

Catherine Issert, «Sphère de ciel — ciel de sphères», 2004-2018

Georges-Philippe & Nathalie Vallois, «L’œuvre-boîte», 2018

kamel mennour, «Revolution / Gravitas», 2018

Pace, «Jiashanshi No. 106», 2006

Galerie Mitterrand, «Le Très grand ours», 1994-2015

На FIAC в этом году традиционный аншлаг — уже в 11 утра в день превью выстроилась гигантская очередность, а вечером на вернисаже просто невозможно было разглядеть работы на стендах.

Среди самых запоминающихся стендов — Gagosian и Gmurzynska. У Ларри Гагосяна «раскинулась» большенный инсталляцией из деревьев и работ на бумаге немецкая художница Катарина Гроссе, выставку которой в 2015 году коротал музей «Гараж». Работы на бумаге стоят €30 000 и уже раскуплены.

Стенд швейцарской галереи Gmurzynska делал модный декоратор и дизайнер fashion-дефиле Александр де Бетак. Он был вдохновлен пожарной станцией, мимо ослепительного красного цвета которой на смотре пройти просто невозможно. Внутри — небольшая комната из серебряных огнетушителей, в середине которой расположилась работа Франческо Веццоли за €120 000, посвященная Джорджо де Кирико. Здесь же произведения Ива Кляйна, Жоана Миро (как же стать без художника, чья ретроспектива проходит в соседнем крыле Grand Palais?!) и фотографии Карла Лагерфельда.

Стенд одной художницы, и тоже немки, как и Гроссе, сделали 303 Gallery из Нью-Йорка. Они привезли вящую инсталляцию Алисии Кваде за €230 000. Работа из стали и зеркал собрана так, что зритель не понимает, где зеркало, а где пустота. Также Алисия буквально измерила стенд порой — второй продающийся объект, инсталляция из стрелок часов, растянулась по стенам всего стенда.

Alicja Kwade, «WeltenLinie», 2018, courtesy 303 Gallery, New York

Alicja Kwade, «WeltenLinie», 2018, courtesy 303 Gallery, New York

Katharina Grosse, «Ingres Wood», 2018, © Katharina Grosse and VG Bild-Kunst, Bonn. Photo by Alessandro Vasari. Courtesy Gagosian

Katharina Grosse, «Ingres Wood», 2018, © Katharina Grosse and VG Bild-Kunst, Bonn. Photo by Alessandro Vasari. Courtesy Gagosian

В парижской галерке Chantal Crousel представлена керамика и стекло Моны Хатум по €220 000: на столах разложены керамические боевые гранаты ослепительных цветов, похожие на детские игрушки.

На этот раз на ярмарке выставлены сразу три работы популярного молодого румына Адриана Гение. Абстрактные беспросветные автопортреты можно найти на стенде Tim Van Laere Gallery, Plan B и Peter Kilchmann. В первой можно было бы приобрести работу за €200 000, в двух последних — за €500 000. Можно было бы — потому что работы уже ушли.

В Sprüth Magers разом на открытии была продана фотография Томаса Деманда за €75 000 Цены на живопись Трейси Эмин, мастерицы инсталляций и вышивки, в брюссельской галерке Xavier Hufkens поднимаются всё выше и выше — большую работу предлагают купить за £370 000. На £5000 дороже стоит большенный черный коллаж Джордана Уолфсона у галереи Sadie Coles.

The Breeder, «Cruising Labyrinth», 2011

Eva Presenhuber, «einunddreissigsterjulizweitausendunddreizehn», 2015

CANADA, «Cloud Tower (4-way repeater.3)», 2018

Semiose, «Ellipse Sans Titre», 2018

Paul Kasmin, «ART / Blue Red», 1972-2001

kamel mennour, «Untilted», 2018

Беспросветная фотография моря Вольфганга Тилльманса на стенде Galerie Buchholz оценена в €150 000. Известная парижская галерея дизайна Laffanour тоже выставила труд Тилльманса — фиолетовую фотография из серии «Freischwimmer» хотят продать за €600 000. Летом прошлого года на Тилльманса был введён рекорд на аукционе Phillips — снимок был продан за £605 000. Но пока эту знаменитую серию, которую автор решил вяще не делать, можно купить в других местах за €200 000. Найдется ли на нее покупатель за €600 000?

Галерея Richard Saltoun представляет труды Александра Бродского — здесь их можно приобрести по цене от €3000 до €30 000.

А на втором этаже в секции с молодыми галереями впервые в европейской ярмарке разрешила принять участие нью-йоркская Half Gallery. Стенд с моноэкспозицией Жениевы Фиггис из Дублина, которая создает небольшие инсталляции с бытовыми сценками с людьми, вылитыми на персонажей Джорджа Кондо, был распродан уже в первые минуты превью при ценах от €20 000 до €40 000. Очевидно, коллекционеры не устают обнаруживать для себя новые имена и покупать современное искусство, кто бы что ни говорил об упадке.

Waddington Custot, London, «Le Cercle», 2018

Ceysson & Bénétière, «Axionométrie», 2018

Vistamare/Vistamarestudio, «La vista ci permette di apprezzare la distanza», 2017

Michel Rein, «Streetlight», 2018

Ключ: art-and-houses.ru