Коллекционный дизайн: кресло Поула Кьерхольма

0

Датский дизайнер Поул Кьерхольм (1929–1980).

Датский дизайнер Поул Кьерхольм (Poul Kjærholm, 1929–1980) — хедлайнер торгов, чьи произведения оцениваются в трехзначные цифры. Среди востребованных моделей — кресло PK22, созданное в 1955 году. Его оригинальная версия — экспонат выставки Mad House в Московском Мультимедиа Арт Музее, где объекты послевоенного дизайна выставлены на фоне современного искусства. Об истории PK22 рассказывает куратор выставки — галерист Алина Пинская.

«Увлекательно, как некоторые художники или дизайнеры выбирают свой материал, изучают его и преклоняются ему всю жизнь. Поул Кьерхольм, представитель второго поколения датских модернистов, как раз является таким «однолюбом». Его тема — металл. В то пора как коллеги осваивали дерево, Кьерхольм сосредоточился на стали. Восхищенный игрой света на стальных поверхностях, он считал этот материал в той же степени значительным, что и дерево. Как пишут некоторые историки дизайна: «Сталь была его холстом; мрамор, веревка, кожа — его красками».

Находя бессмысленными дискуссии о первичности формы или функции, Кьерхольм добивался их естественного баланса в своих предметах. Его стиль весьма узнаваем: конструкции удивительной визуальной чистоты.

Вещи Кьерхольма великолепно сконструированы — это переработанный симбиоз датских мебельных традиций, Баухауса и эстетики нидерландской художественной группы De Stijl. Кьерхольм вдохновлялся трудами ранних модернистов, прежде всего таких, как Мис ван дер Роэ. Отсюда, скорее всего, выбор стали, кожи, стекла и мрамора как основных материалов.

Кресло PK22, Ejvind Kold Christiansen. Галерка «Палисандр».

Кресло PK22, Ejvind Kold Christiansen. Галерея «Палисандр».

Кресло PK22, Ejvind Kold Christiansen. Галерка «Палисандр».

Скандинавский послевоенный дизайн славится так называемыми «органическими» формами. Про Кьерхольма можно сказать, что со сталью он обращался, как с природным материалом, основывая эти самые формы. По образованию Кьерхольм — мастер-краснодеревщик, но дерево, он забросил довольно быстро. Сам Кьерхольм называл себя «мебельным зодчим». Выпускник копенгагенской Школы искусств и ремесел (School of Arts and Crafts, сегодня — Danmarks Designskole) при Датской академии изящных искусств, Кьерхольм два года трудился у Ханса Вегнера. Вегнер познакомил Кьерхольма с Кольдом Кристиансеном, начинавшим когда-то менеджером по продажам компании Carl Hansen & Søn, а впоследствие сделавшимся фабрикантом мебели.

Кресло PK22. В 2016-м компания Republic of Fritz Hansen™ отметила свое 60-летие перевыпуском этой модели, подновив материалы: кресло предлагалось в патинированной темной стали и нубуке.

Кристиансен так проникся талантом молодого дизайнера, что в 1956 году отворил отдельное мебельное производство под своим именем: Ejvind Kold Christiansen. Занималось оно изготовлением вещей одного-единственного дизайнера. Это узкое сотрудничество закончилось лишь в 1980 году со смертью Кьерхольма и оставило миру 13 прекрасных творений искусника. Права на производство и продажу этих объектов в 1982 году выкупила фирма Fritz Hansen, которая мастерит их и поныне. В том числе знаменитое кресло PK22.

Кресло PK22, Ejvind Kold Christiansen. Выставка Mad House в МАММ. Охотники коллекционного дизайна охотятся за экземплярами РК22, произведенными именно компанией Ejvind Kold Christiansen с лаконичным тавром на стальном каркасе кресла.

PK22 считается «переломным моментом» в творчестве Кьерхольма — изгибы этого кресла становятся чем-то вроде визитной карточки дизайнера и повторяются во немало его последующих вещах.

Модель кресла PK22, представленная на выставке в МАММ, была разработана в 1955 году и является развитием PK25 — дипломной труды 1951 года. Та, в свою очередь, — некий оммаж знаменитой «Барселоне» ван дер Роэ. А если проследить историю бездоннее, то главным прародителем будущих легенд модернизма исследователи скандинавского дизайна считают стул Klismos датчанина Николая Абильгаарда, в прообразах у какого значится древнегреческий стул того же названия.

Кресло PK22, Ejvind Kold Christiansen. Выставка Mad House в МАММ. Сиденье и спинка выполнены из коровьей кожи. В 1957 году Кристиансен заменил первоначальную кожу козы на немало однородную коровью.

Кресло встречается под тремя разными обозначениями: PK22 (Poul Kjaerholm 22), No. 22 и EKC 22 (Ejvind Kold Christensen — по имени производителя). Модель PK 22 значится в беспрерывных коллекциях международных музеев: Les Arts Decoratifs, Paris (PK22), Vitra Design Museum (PK22), Weil am Rhein».

Ключ: interior.ru