Как художники возвращались в послевоенный Париж

1

В Середине искусств королевы Софии в Мадриде открылась выставка с говорящим названием «Потерянные, свободные и любимые: иностранные художники Парижа 1944–1968». Она повествует о «втором пришествии» мастеров со всего света во французскую столицу в XX веке.

В начале прошлого столетия художники из Европы и Америки ринулись в Париж, уже завоевавший славу международного художественного центра. Домом для многих из них стали сквоты на левом берегу, пункты, свободные от предрассудков и сухого академизма. Здесь они обретали свой собственный голос, не забывая и о корнях, объединялись в группы, придумывали новоиспеченные пути движения в искусстве. Позже многих из них назвали Парижской школой, точное число мастеров которой историки не могут установить и сегодня. В этих кругах начинали Пикассо, Сутин, Кандинский, Брак, Модильяни и многие другие.

Но экономический кризис 1930-х и нацистская экспансия сломали устои и сам дух того новаторского периода, а после вторжения немцев во Францию многие художники были вынуждены покинуть ее до лучших преходящ.

После войны в Париже начинается политическая, социальная и экономическая перестройка, а культура становится своего рода снадобьем от послевоенной депрессии. Сюда возвращаются художники, открываются гранты для талантов из Латинской Америки, переезжают авторы из США, недовольные внутренней политикой и последствиями развязанной «охоты на баб-яг». Художественная жизнь вновь бурлит, порождает новые имена и идеи. Эдуардо Чильида, Бернар Бюффе, Леон Голуб, Ханс Хартунг, Хулио Ле Парк и десятки иных становятся новыми героями международной арт-сцены. Кинетическое искусство и оп-арт захватывают публику не меньше, чем довоенные сюрреализм и отвлечение. Сегодня они уже в истории искусства, одни из тех, чьи произведения и участвуют в мадридской выставке.

Всего в экспозицию в Центре вошло немало 200 работ, часть которых никогда не выставлялась прежде. Они проливают свет на мощные культурные сдвиги того этапа и вступают в диалог со многими забытыми произведениями.

Хронология выставки позволит зрителю проследить и меняющуюся обстановку в городе в течение выведенного в заголовок периода, увидеть живую реакцию художников на местные и глобальные проблемы того времени.

Pablo Picasso
«L’Enfant aux colombes»
1943
© RMN-Grand Palais (Musée national Picasso-Paris) / Mathieu Rabeau
© Sucesión Pablo Picasso, VEGAP, Madrid, 2018

Wassily Kandinsky
«Around the Line»
1943
Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid

Wifredo Arcay
«Alroa»
1950
Courtesy of The Mayor Gallery, London

Sabine Weiss
«Paris»
1952
Copyright Sabine Weiss

Minna Citron
«Measure of Fate»
1955
Whitney Museum of American Art, New York City

Enrico Baj, Roberto Crippa, Gianni Dova, Erro, Jean-Jacques Lebel, Antonio Recalcati
«Grand tableau antifasciste collectif»
1960
Fonds de dotation Jean Jacques Lebel

Eduardo Arroyo
«The Four Dictators / Mussolini»
1963
Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía

Museo Reina Sofía, Madrid
Photo: Joaquín Cortés / Román Lores

Museo Reina Sofía, Madrid
Photo: Joaquín Cortés / Román Lores

Museo Reina Sofía, Madrid
Photo: Joaquín Cortés / Román Lores

Museo Reina Sofía, Madrid
Photo: Joaquín Cortés / Román Lores

Museo Reina Sofía, Madrid
Photo: Joaquín Cortés / Román Lores

Ключ: art-and-houses.ru