История интерьера: Вилла Планчарт Джо Понти

1

В столице Венесуэлы, городе Каракас, в его горной доли, расположена вилла Армандо и Аналы Планчарт — жилой дом, построенный по проекту выдающегося итальянского архитектора и дизайнера Джо Понти (1891–1979). Нынешняя резиденция, выполненная по всем канонам органической архитектуры, мастерски совмещает переосмысленный план традиционной итальянской виллы с внешним лицом жилого дома XX века. Завершенную в 1956 году виллу называют гимном любви семейной пары Планчарт и образцом плодотворного сотрудничества заказчика и архитектора, переросшего в тесную дружбу.

Джованни (Джо) Понти, 1891–1979 | Армандо и Анала Планчарт

Армандо Планчарт был успешным дилером General Electric в Венесуэле. Супруги заключались в счастливом браке с 1936 года, но детей у них не было, и оба думали о том, чтобы купить землю, свести к минимуму профессиональную и социальную деятельность и заняться «фермерским хозяйством». «Однажды я проезжала мимо этого участка. Тогда я сообщила супругу, что нашла хорошую землю для его “фермы”, — вспоминала Анала Планчарт. — “В Каракасе?” — усмехнулся он. Но в одинешенек день он заявил: “Одевайся, я тебя отвезу кое-куда”. Мы приехали, он достал столик, шампанское и икру из машины и произнёс мне: “Теперь это твое. Что ты хочешь с этим делать?”»

Планчарты были знакомы с итальянским журналом Domus, который основал и спускал Джо Понти. К середине 1950-х Понти прославился разнообразием и универсальностью дизайнерских решений, проектируя как офисные здания (итого несколько лет отделяло архитектора от своего прославленного «детища» — башни Пирелли), так и интерьеры кают кораблей, меблировка и даже посуду. Работы архитектора произвели на супругов должное впечатление, и они прилетели в Милан на переговоры. Проект родился из обсуждений и компромиссов. Зодчий хотел спланировать дом в традиционном испанском стиле, Анала настаивала на открытых пространствах, Армандо был увлечен выращиванием орхидей и желал, чтобы в комнатах было достаточно солнечного света. «Мой друг Роджер говорил, — писал Джо Понти, — что клиент — это человек, без какого мы не можем создавать архитектуру, но также человек, с которым мы не можем создавать архитектуру, какую хотим. Но в случае с Каракасом клиент был как раз таким, с поддержкой которого мы смогли создать архитектуру наилучшим для нас образом».

Вид на пик Эль-Авила и Каракас со стороны виллы

Посетив в 1954 году предгорье с обликом на пик Эль-Авила, где располагалась земля Планчартов, Понти заявил, что дом будет похож «на бабочку, присевшую на горе». Внешний лицо виллы действительно сочетает в себе массивный четверик и почти парящую крышу с острыми углами по бокам.

Отправной точкой архитектурной думы был ландшафт: вилла идеально вписана в живописное «обрамление», и важной ее частью считается сад с высаженными редкими растениями, заинтересованность и уважение к которым проявляла сама чета Планчартов. Вообще всё пространство дома организовано так, чтобы подчеркнуть индивидуальности и интересы хозяев, их коллекции, трофеи, любимые занятия. С одним из таких решений Понти пришлось пойти на компромисс: охотничьи трофеи Армандо он организовал так, что при нужды их можно было «спрятать». Множество продуманных и удивительных деталей, от мозаик и смело прочерченных бело-желтых полосок на потолке зала до шкафов, обыгрывающих инверсивное пространство, сообщают интерьеру виллы неповторимый облик. Большую часть мебели на вилле Понти проектировал сам — например, ультралегкий стул для Cassina «Superleggera», какой можно было поднять одним пальцем. Коллекции искусства, минералов, флористики Планчартов гармонично смешались с трудами итальянских дизайнеров: плитчатой скульптурой Мелотти, стеклом Венини, керамикой Гамбоне.

В плане дом невольно следовал золотым образчикам архитектуры римских вилл с анфиладной системой, совмещением крытых и открытых пространств, функциональным разграничением комнат. Итого в доме шесть спален и семь видовых точек, каждая из которых продумана до мелочей. Мебельные комплекты в духе модернизма вторят нынешнему облику виллы, превращая ее в «жилой музей». После смерти мужа, а затем и архитектора виллы Анала Планчарт основала фонд, поддерживающий семейную резиденцию в первозданном облике — как дань великому архитектору и дизайнеру, сотворившему бабочку, присевшую у горы.

Скульптурная группа Фаусто Мелотти

«Кабинет» Армандо Планчарта: охотничьи трофеи можно экспонировать напоказ (по желанию хозяина), а можно спрятать (по желанию архитектора)

План вилы Планчарт и видовые точки

Ключ: art-and-houses.ru