«Я не люблю тренды»: 9 вопросов к Кариму Рашиду

1

Дизайнер Карим Рашид (р. 1960) спроектировал тысячи объектов, получил сотни международных наград. Его имя стало нарицательным, когда говорят о популярности, маркетинговом отклике и самой размашистой специализации (или ее отсутствии) в дизайне.

Вы можете назвать себя перфекционистом? Абсолютно точно! Я работаю с современной культурой, как ваятель. Я — дизайнер, художник, нонконформист, перфекционист — так я настроен по жизни. А еще я  — нетерпеливый, трудолюбивый, оптимистичный, любящий, тороватый, добрый и щепетильный.

Когда вы начинаете работу, вы сразу представляете результат? Часто бывает так, что идей у меня гораздо вяще, чем заказчики могут реализовать. Я не люблю полумер; раз я пришел в этот мир, моя задача — выложиться по полной, внести свой лепта, насколько это возможно. Если уж я взялся за проект — у него обязательно должна появиться какая-то изюминка. Для меня весьма важно, чтобы в результате творческого процесса на свет появлялись вещи, которые вызовут чувственный отклик, какими люди будут пользоваться с удовольствием. Я и сам пользуюсь своей продукцией, поэтому знаю, о чем говорю.

Карим Рашид: «Я всегда наблюдаю, анализирую. Тщательно исследую все вокруг, в нашей, искусственно созданной среде».

Вам нужны какие-то особые обстоятельства, атмосфера? Самое сложное — полная свобода творчества. Чем больше требований, пожеланий со стороны клиента, тем проще: собственно они стимулируют новые идеи. Яркий тому пример — премиальный бренд Rich и его линейка RichCrystal, какая должна была стать стильным решением для баров и ресторанов. Существует множество упаковок сока на любой вкус и краска, очень сложно придумать что-то действительно новое. Однако после изучения и проработки вариантов нам с командой Rich удалось создать минималистичный манер, своего рода перерождение классической формы. У бутылочки нет острых углов, поэтому ее легко взять, она приятна на ощупь. Сейчас это не просто безымянный сок в безликом стакане, а изысканный премиальный напиток.

Какие главные тренды в дизайне интерьеров? Я не обожаю тренды и мне не очень нравится слово «стиль». Цифровая трансформация нашего мира привела к тому, что из-за переизбытка визуальной информации мы утеряли глубину восприятия. Мы не видим пейзаж целиком, а как будто смотрим на него из маленького окошка. В погоне за трендами многие дизайнеры имитируют манера. К примеру, industrial chic — уже повсюду, в нем нет былой оригинальности. Можно сказать, что сейчас мы живем в двух мирах. Одинешенек из них искусственный, китч оптических иллюзий, а другой — реальный диджитал мир. Дизайн должен быть частью современной цивилизации, а не зацикливаться на стиле и трендах.

Карим Рашид: «Я уважаю подлинный антиквариат, вдохновляюсь и восхищаюсь им, но чего я не люблю, так это имитации прошедшего, копии и подделки, которыми наполнен мир».

Вы говорили, что не любите «классику». То есть, по-вашему, того, что никогда не выйдет из моды не есть? Я ничего не имею против старины. Я просто не верю в репродукции. Мы постоянно производим новые предметы в попытке приблизиться к прошедшему — такому прошлому, в котором никогда не жили. Если бы вы собирались купить машину сегодня, вы бы выбрали лошадь с повозкой? А если бы вам был необходим гаджет, чтобы слушать музыку, вы бы купили радиоприемник?

От чего однозначно пора избавиться?  Избавьтесь от безвкусных сувениров. Чем меньше, тем лучше! Еще раз проверьте себя, что вы подлинно хотите то, что собираетесь купить. Я сам по себе не сторонник антипотребительства, но думаю, что важно потреблять с умом. Покупайте только то, в чем подлинно нуждаетесь.

Можете назвать три вещи, которые мгновенно преобразят интерьер? Стремитесь к порядку. Расставьте все в ровную черту: все предметы, вазы, книги, колонки. Порядок вдохновляет. Порядок — это дзен, он расслабляет. Забудьте о занавесках: от них никакого толку — одна пыль и слякоть, из-за них комната выглядит громоздкой. Купите вместо них римские шторы. Спрячьте все кухонные принадлежности. Кухня должна быть минималистичной и прекрасной. На поверхности должны оставаться только самые необходимые и интересные вещи. Все остальное надо убрать.

Не надо захламлять пространство. Если вы что-то запрятали, вы уже не будете этим употреблять. Избавьтесь от этого.

Карим Рашид: «Я — дизайнер, художник, нонконформист, перфекционист — так я настроен по жизни. А еще я — нетерпеливый, трудолюбивый, оптимистичный, обожающий, щедрый, добрый и щепетильный».

У вас есть кумиры или люди, которые вас вдохновляют? Пожалуйста, вот целый список: Луиджи Колани, Этторе Соттсасс, Джо Коломбо, Филипп Старк, Джордж Нельсон, Чарльз Имз, Исаму Ногучи, Росс Лавгроув, Бруно Мунари, Карло Моллино, Гаэтано Пеше, Виктор Папанек, Дэвид Карсон, Фредерик Кислер, Широ Курамата, Бакминстер Фуллер, Заха Хадид, Оскар Нимейер, Тойо Ито. Из нынешних художников — Dalek, Dutchman, Джефф Кунс, Питер Хейли, Энди Уорхол, Герольд Миллер, и это вдали не все…

Какие советы вы бы дали дизайнерам? Дизайн — это работа с современными условиями, чтобы сформировать будущее, в котором будет быть человек. Смысл в том, чтобы создавать что-то качественное, улучшенное, двигающее нас вперед. Молодым я всегда даю такой рекомендация: «Будьте умными, терпеливыми, учитесь учиться, учитесь быть практичными, но не забывайте про поэтику. Ищите новые способы обороты, новые смыслы, новую эстетику, экспериментируйте с новыми материалами, создавайте новые парадигмы. Но при этом всегда помните об очевидных человечьих потребностях, которым должен соответствовать продукт: эмоции, легкость использования, технологическое преимущество, юмор, позитивная энергетика, совершенство».

Источник: interior.ru