Во Дворце Дожей в Венеции отворилась грандиозная выставка «Тинторетто. 1519–1594», приуроченная к 500-летию со дня рождения одного из титанов Ренессанса. Картины для выставки привезли из лучших музеев вселенной — Национальной портретной галереи Лондона, Музея Виктории и Альберта, Галереи Курто, Лувра, Прадо, а также музеев Берлина, Гента, Дрездена, Праги, Роттердама. Во Дворце Дожей представлено спелое творчество Тинторетто, датированное с 1564 до 1592 года, а параллельно в Галерее Академии открылась выставка, где можно увидать ранний период венецианского живописца.
Тинторетто — художник позднего Возрождения. Когда он учился живописи, в Венеции не было равновеликих Тициану, к которому и отправился постигать это искусство Маленький Красильщик, как прозвали Якопо Робусти. Впрочем, Тициан не чересчур много времени потратил на обучение Тинторетто. По легенде, старый мастер быстро разглядел масштаб таланта ученика и сквозь неделю прогнал его из мастерской, опасаясь вырастить конкурента. Тинторетто не унывал и открыл собственную мастерскую, где в качестве рекламы самонадеянно написал на двери: «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана». Но даже скопив лучшее из итальянской живописи, можно было стать только талантливым эпигоном.
Тинторетто же нашел то, что восхищало современников не меньше колорита Тициана или рисунка Микеланджело. Он сделался мастером поразительных спецэффектов. Пространство на его картинах выглядит таким глубоким, что кажется, в них можно войти. А персонажи вырваны из темноты вспышками света, как будто картины подсвечены изнутри. Кроме того, Тинторетто превосходил соперников масштабом: самая вящая картина в мире «Рай» размером 7×22 метра была написана им для Дворца Дожей, правда, не без участия помощников. И, наконец, работоспособность Тинторетто также была выступающей. Его грандиозные живописные циклы украшают два прекрасных здания в Венеции — Дворец Дожей и Скуола-ди-Сан-Рокко. Кроме того, его живопись хранится во немало венецианских церквях, в том числе в Санта-Мария-Дель-Орто и Санта-Мария-делла-Салюте.
Большой успех принес большое количество заказов, которые Тинторетто едва-едва успевал выполнять. Занятость влияла на качество живописи, которая не всегда соответствовала статусу лучшего венецианского живописца. Желая, возможно, именно умение быстро работать повлияло на то, что последние картины Тинторетто местами напоминают полотна импрессионистов — так размашисто и свободно он писал. Один из своих шедевров, «Тайную вечерю», он создал в последние годы жизни, не потеряв ни капельки мастерства.
Выставка во Дворце Дожей — это собрание лучших полотен Тинторетто, где «халтуры» точно нет. «Происхождение Млечного Пути» привезли из Национальной портретной галереи Лондона. Музей Прадо ссудил на выставку пять картин, включая «Юдифь и Олоферн», «Иосиф и жена Потифара», «Похищение Елены» (3 м длиной), написанные для двора Гонзаго. Полотно «Сусанна и старцы» привезли из Художественного музея Вены, «Портрет Джованни Мочениго» — из Государственных музеев Берлина. Два автопортрета — ранний и запоздалый — из Музея Филадельфии и Лувра. И можно считать, что такая выставка, как и юбилей, случается только раз в 500 лет.
Jacopo Tintoretto
«Self-Portrait»
c. 1546-1548
Philadelphia Museum of Art
Jacopo Tintoretto
«Susannah and the Elders»
mid 1550
Gemäldegalerie, Kunsthistorisches Museum, Vienna
Jacopo Tintoretto
«Man with a Golden Chain»
c. 1560
Museo Nacional del Prado, Madrid
Jacopo Tintoretto
«The Deposition of Christ»
c. 1562
Gallerie dell’Accademia, Venice
Jacopo Tintoretto
«Giovanni Mocenigo»
late 1570
Gemäldegalerie, Staatliche Museen zu Berlin
Jacopo Tintoretto
«The Flagellation of Christ»
late 1570
Prague Castle Art Collections
Jacopo Tintoretto
«Doge Alvise Mocenigo and Family before the Virgin and Child»
c. 1575
National Gallery of Art, Washington, Samuel H. Kress Collection
Jacopo Tintoretto
«The Abduction of Helen»
c. 1576-1577
Museo Nacional del Prado, Madrid
Jacopo Tintoretto
«The Origin of the Milky Way»
c. 1576-1578
The National Gallery, London
Jacopo Tintoretto
«Tarquin and Lucretia»
c. 1578-1580
The Art Institute of Chicago, Art Institute Purchase Fund
Jacopo Tintoretto
«The Wedding of Ariadne and Bacchus»
1578
Palazzo Ducale, Venice
Jacopo Tintoretto
«The Wedding of Ariadne and Bacchus»
1578
Palazzo Ducale, Venice
Jacopo Tintoretto
«Minerva Protecting Peace and Abundance from Mars»
1578
Palazzo Ducale, Venice
Jacopo Tintoretto
«Saint Justina with Three Treasurers and Their Secretaries»
1580
Gallerie dell’Accademia, Venice (on deposit at Museo Civico Correr, Venice)
Jacopo Tintoretto
«The Baptism of Christ»
c. 1580
Church of San Silvestro, Venice
Jacopo Tintoretto
«Self-Portrait»
c. 1588
Musée du Louvre, Paris, Département des Peintures
Archivo Fondazione Musei Civici di Venezia
Foto: Georg Malfertheiner
Archivo Fondazione Musei Civici di Venezia
Foto: Georg Malfertheiner
Archivo Fondazione Musei Civici di Venezia
Foto: Georg Malfertheiner
Archivo Fondazione Musei Civici di Venezia
Foto: Georg Malfertheiner
Archivo Fondazione Musei Civici di Venezia
Foto: Georg Malfertheiner
Archivo Fondazione Musei Civici di Venezia
Foto: Georg Malfertheiner
Archivo Fondazione Musei Civici di Venezia
Foto: Georg Malfertheiner
Ключ: art-and-houses.ru