Голубой и розовый периоды Пикассо собирают в Музее Орсэ

1

Масштабная выставка «Пикассо. Лазурный и розовый» открывается 18 сентября в парижском Музее Орсэ. Ранние шедевры гения соберут для нее со всего вселенной, включая Пушкинский музей в Москве.

Нищая юность, острые переживания, поездки в Париж, попытки утвердиться на его художественной сцене, эксперименты с конфигурацией и цветом, непрерывные поиски себя — шесть лет личных и творческих метаний Пабло Пикассо, которые вошли в историю под наименованием «голубого» и «розового» периодов, станут сюжетом грандиозной выставки. Экспозиция, целиком посвященная этому короткому, но продуктивному отрезку жизни, пройдет во Франции впервые.

Помимо живописи и графики, выставка покажет гравюры и первые скульптурные эксперименты Пикассо, а также архивные материалы. Одна из задач кураторов — вписать молодого испанца в контекст парижской подмостки, поместив рядом с Гогеном, Тулуз-Лотреком, Дега и другими современниками.

Началом выстроенной по хронологическому принципу экспозиции сделается 1900 год. Пикассо 19 лет, и он впервые приезжает в столицу Франции и всего художественного мира вместе с другом Карлосом Касагемосом на Всемирную выставку. Первые труды вдохновлены прогулками по кабакам и борделям. Летом 1901 года заметивший юного гения Амбруаз Воллар устраивает первую выставку Пикассо в своей галерке. Внезапная смерть Касагемоса становится толчком для печальных размышлений о жизни, одиночестве, старости и смерти, помноженных на собственную скудость.

Пикассо то возвращается в Испанию, то при первой же возможности рвется обратно в Париж, зараженный свободой и творческим воздухом Монмартра. Он строчит меланхоличные портреты испанских друзей и измученных жизнью бедняков. На смену им приходят акробаты, атлеты, артисты кочевого цирка и вместе с ними — новая цветовая гамма.

Финал выставки — за полшага до «Авиньонских девиц». В середине 1906 года Пикассо провел несколько недель в горной деревне Госоль в испанских Пиренеях, где экспериментировал с изображением тела, смешивая классические идеалы с архаическими и примитивными. Фигуры деформируются, разбиваются на фрагменты и уже предсказывают появление кубизма.

Выставка соберет более 300 работ из музейных и частных коллекций по всему миру, вводя Японию, Китай и Канаду, и, разумеется, ведущие институции Европы и Америки.

Среди шедевров — программная для «голубого» этапа картина «Жизнь» из Музея искусств Кливленда, которую впервые покажут во Франции, «Арлекин» из Метрополитен и «Обнаженная на алом фоне», принадлежавшая маршану Полю Гийому (сейчас — парижскому Музею Оранжери).

Пушкинский поделится «Девочкой на шаре», выплеснутой на обложку каталога, и «Испанкой с острова Майорка» из бывшей коллекции Щукина. Будет на выставке и хит коллекции Рокфеллера — «Девица с корзиной цветов», недавно проданная на Christie’s за $115 млн (по некоторым данным, ее купила семья арт-дилеров Намад, обладающая богатейшим собранием).

Выставка подготовлена Орсэ совместно с парижским музеем Пикассо, какой в это же время покажет экспозицию «Пикассо. Шедевры!».

А из Орсэ экспозиция в уменьшенном объеме отправится в Фонд Бейелера в Базеле, где отворится 3 февраля уже будущего года.

Пабло Пикассо
«Автопортрет»
1901
© Succession Picasso/2018, ProLitteris, Zurich
Photo © RMN-Grand Palais (Musée national Picasso-Paris)/Mathieu Rabeau

Пабло Пикассо
«Арлекин»
1901
© Succession Picasso/2018, ProLitteris, Zurich
Photo ©The Metropolitan Museum of Art/ Art Resource/Scala, Florence

Пабло Пикассо
«Акробат и молодой Арлекин»
1905
Private collection
© Succession Picasso/2018, ProLitteris, Zurich

Пабло Пикассо
«Девица в сорочке»
1905
© Succession Picasso / 2018, ProLitteris, Zurich
© Tate, London 2017

Пабло Пикассо
«Обнаженная на красном поле»
около 1906
Photo © RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Мальчишка, ведущий коня»
1905-1906
New York, Museum of Modern Art / MoMA

Пабло Пикассо
«Женщина»
1907
© The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence
© Succession Picasso 2018

Ключ: art-and-houses.ru