Экспрессионизм исследуют в Русском музее

7

Русский музей продолжает череду выставок, составленных на основе собственного состоятельного собрания и посвященных крупным художественным направлениям. Уже были показаны русский неоклассицизм, импрессионизм и символизм. Теперь дошла очередность до экспрессионизма.

В Европе перед Первой мировой войны это было одно из самых значительных направлений. Его рождение вяжут с немецкой группой «Мост», основанной четырьмя студентами из Дрездена и поддержанной многими молодыми художниками (среди основателей был Эрнст Людвиг Кирхнер, запоздалее присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер, Кес ван Донген). Ко второй половине 1910-х годов экспрессионизм распространился на все облики искусства, включая литературу, музыку и театр.

На русскую почву он проник благодаря русско-немецким художественным связям Василия Кандинского, Алексея Явленского, Давида Бурлюка. Его воздействие на русских художников было не столь глубоким по сравнению с кубизмом и фовизмом, однако черты этого стиля приметны у многих авангардистов. Их и исследует Русский музей.

Среди дореволюционных шедевров — «Мурнау. Летний пейзаж» Кандинского, натюрморты Ольги Розановой и выразительные герои Петра Кончаловского и Бориса Григорьева. Собственный вклад в развитие экспрессионизма на русской почве внесли объединения «Ослиный хвост», основанное Ларионовым и Гончаровой, «Альянс молодежи» во главе с Матюшиным. В 1920-е и 1930-е годы экспрессионизм прижился на живописном отделении Вхутемаса–Вхутеина, среди участников «Общества станковистов», одним из учредителей какого был Юрий Пименов, и особенно — менее известного объединения «Круг».

Помимо живописи, на выставке представлена печатная графика — гравюры, книжки, плакаты, в которых экспрессионизм проявил себя не менее ярко.

Н. С. Гончарова
«Прачки»
1911

П. П. Кончаловский
«Мост»
1911

В. Е. Татлин
«Матрос»
1911

Б. Д. Григорьев
«Портрет В. Э. Мейерхольда»
1916

Ключ: art-and-houses.ru