Джима Дайна из коллекции Центра Помпиду показывают в Москве

4

В Московском Мультимедиа Арт Музее отворилась выставка 83-летнего классика современного искусства Джима Дайна. Почти тридцать произведений, созданных в период с 1961 по 2016 год, привезены из собрания парижского Центра Помпиду. Эти работы были подарены Дайном ведущему музею Франции, стране, где американский художник прожил почти 40 лет.

Во всех справочниках Джима Дайна именуют одним из основателей поп-арта, хотя более справедливо назвать его самым неправильным поп-артистом на свете. С поп-артом связано самое начин творческой карьеры Дайна — в конце 1950-х годов он вместе с Класом Ольденбургом и Аланом Капроу делал хеппенинги, затем влившись на кой-какое время в движение поп-арта. В 1962 году Дайн вместе с Энди Уорхолом, Роем Лихтенштейном, Эдом Рушей участвовал в первой музейной выставке поп-арта в Музее Саймона Нортона.

Однако, в отличие от поп-артистов, искусство Дайна вечно было слишком автобиографично, слишком многослойно и символично. «Мои работы — это автопортрет. Даже когда на них нет моего лица», — сознается сам художник. Что говорить, даже хеппенинги Дайна были обращены к нему самому: во время одного из них он написал на холсте: «Я обожаю то, что я есть», отхлебнул из банки красную краску, а ее остатки вылил себе на голову.

Ключевые образы, которые использует Дайн, выходят из его детства. Арсенал мотивов художника не так велик: сердце, халат, рабочие инструменты, Пиноккио, Венера — эти образы и основывают Вселенную Дайна.

Именно из-за инструментов, появившихся на холстах Дайна в 1960-е, его причислили к поп-арту, хотя для него молотки, топоры, пилы — это весьма личная история. Дед, который воспитывал Дайна после ранней смерти его матери, привил художнику любовь к инструментам, кроме того сам он находит себя рабочим искусства, а искусство — формой труда. Пиноккио называют альтер эго Дайна, в то же время он называет деревянного мальчишку метафорой творчества — именно так трактуя жест появления человека из бруска дерева. Халат также часто интерпретируют как метафору автопортрета Дайна, но можно произнести, что халат — это пустая оболочка, куда автор каждый раз вкладывает какое-то новое содержание.

На выставке в МАММ представлен тяни спектр искусства Джима Дайна – живопись, рисунки, авторские книги, печатная графика, скульптура и даже перформанс. А ключ к его многоплановым трудам можно найти в стихах, написанным прямо на стенах музея.

Джим Дайн
«Принц»
2008
Собрание Центра Помпиду, Париж
Дар Джима Дайна в 2017
© Середина Помпиду, Национальный музей современного искусства – центр промышленного творчества /Одри Лоранс

Джим Дайн
«Зимнее сердце Путни №9 / Пуленк»
1971
Середина Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства – Центр промышленного творчества
© ADGP, Париж 
© Центр Помпиду, Национальный музей нынешнего искусства – центр промышленного творчества /Одри Лоранс / Объединение национальных музеев – Гран Палэ

Джим Дайн
«Мы с Нэнси в Итаке / Травяная рука» 
1966
 Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства – Центр промышленного творчества
© ADGP, Париж 
© Середина Помпиду, Национальный музей современного искусства – центр промышленного творчества /Одри Лоранс / Объединение национальных музеев – Гран Палэ

Джим Дайн 
«Путь Стивена Хэндса»
1964 
Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства – Центр промышленного творчества 
© Середина Помпиду, Национальный музей современного искусства – центр промышленного творчества/ Бертран Превост /Объединение национальных музеев – Гран Палэ

Ключ: art-and-houses.ru