Cергей Скуратов: «в архитектуре должна быть недосказанность»

1

Сергей Скуратов — одинешенек из самых выдающихся отечественных профессионалов, великолепно образованный эрудированный архитектор, лауреат многочисленных международных конкурсов, профессор, искусник архитектуры, в которой рисунок не вытеснен компьютером, а интернет не заменил знаточество.

Жилые комплексы Copper House, «Дом на Мосфильмовской», «Арт-Хаус» сделались событием в российской архитектуре. Недавно архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects» стало одним из победителей интернационального архитектурно-градостроительного конкурса на разработку проекта реконструкции Царицыно: в проекте — новый музей «Оттепель».

Сергей Скуратов. @ Сергей Скуратов Architects

Из интервью журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН:

Ваша зодчество обладает запоминающимся авторским почерком. Вас ни с кем не спутаешь. Это редкое в России качество. Как вам удается все свои решения воплощать в житье? Как? Не знаю. В творчестве у нас все вышибалось. Был долгий период либезни перед тем, что было сделано до нас. Именно либезни, а не уважения к труду своих предков. Потому что почтение стимулирует потомка на создание, на сотворение чего-то нового. Когда наконец наступил период реализации, нас запугивали контекстуальным мышлением, серостью, незаметностью. Большинство мною многоуважаемых архитекторов говорили в качестве комплимента архитектуре: этот дом ниоткуда не виден, никак не вступает во взаимодействие с окружающей застройкой, не затеняет существующие исторические руины. Какой-то бред! Ужас перед чем-то ярким, выразительным! Поскольку мы такие неучи и бездари — давайте сохранять то, что есть, и ничего «не калечить»! А как же быть тем, кто не может подстраиваться, идти в толпе, шагать в ногу? Не может дышать, думать так, как остальные? Таких в творчестве, искусстве весьма много. Им всем «набили морду», поставили в угол.

ЖК «Эгодом». @ Сергей Скуратов Architects

В школе по поведению у меня стояла двойка, притом что я был весьма прилежный мальчик. Но я не оставался на классные часы, а уезжал в художественную школу. Классная руководительница писала в дневник: собственные интересы ставит выше общественных. Я пытался понять, что такое общественные интересы. Неужели любимое занятие и свою излюбленную жизнь в искусстве необходимо менять на классный час, политинформацию и разговоры про хулиганов (которых, кстати, было достаточно — наша школа была у московской кольцевой дороги, большинство учеников в классе было из колхоза «60 лет Октября»; почти все они попали в темницы, почти все  сгнили в зонах)? Ни один из моих одноклассников вообще никуда не пробился, несколько стали докторами не рослее районных поликлиник. Вот что такое общественная жизнь. Вот что такое общественные интересы.

Жилой и административно-культурный комплекс «Арт Хаус». @ Сергей Скуратов Architects

Архитектор-нонконформист — негустая история. Конформизм на сегодняшний день получается прямым свойством профессии? Прежде чем что-то отстаивать, надо соображать, что ты отстаиваешь. Это понимание возникает где-то в середине жизни. Конформизм? Да, к сожалению без него многие архитекторы не представляют своей карьеры. Случается он разного свойства. Компромисс с чиновниками — это одна история. А компромисс с самим собой — гораздо более тонкая материя, какая практически не поддается внешней критике. Компромисс с властью существует во всем мире. Все удачливые, коммерчески состоявшиеся зодчие работают в альянсе с властью. Например, один партнер в фирме архитектор, другой — чиновник в городской архитектуре, третий — человек, какой удачно занимается финансами. Или один — связи, другой — финансы. Вроде как получается, без этого нельзя. С конформизмом в касательстве себя, своих творческих стремлений всегда сложнее. Есть талант у человека, есть божья искра — неплохо. А если — нет? Каждый работает на свою собственную меру. Все зависит от правильности жизненного выбора и от того, как ты совершенствуешься в специальности. Продолжаешь ли учиться, смотреть, думать, генерировать. Или архитектура у тебя просто работа, с помощью которой ты получаешь денежки, или — это страсть.

Офисный комплекс «Даниловский форт». @ Сергей Скуратов Architects

Интересные идеи, заложенные зодчим проекта, порой не доносят до архитектора интерьеров. Я, знаете ли, не считаю нужным сообщать свои мысли архитектору интерьеров. Отчего? Ну как, есть человек снаружи, а есть — внутри. Два разных человека. О наших внутренностях пусть знают медики. В зодчеству должна быть какая-то недосказанность, незаконченность. Если ты делаешь абсолютно законченный дом со всеми решенными проблемами, то человек в нем делается ненужным.

А как же Музей диоцеза «Колумба» в Кельне. Петер Цумтор проектировал предмет совершенную и снаружи, и внутри, до мельчайших подробностей? Там — другая история, единое пространство, единая система, единая логика восприятия. Там — музей. Фасад сообщает некий код, какой ты считываешь, когда туда попадаешь. Для офисного здания в этом необходимости нет.

Вы не делаете интерьеров. Почему? Не приглашают, я бы сделал.

Ключ: interior.ru