Архип Куинджи в Третьяковской галерее

6

В Инженерном корпусе Третьяковской галерки открылась выставка Архипа Куинджи. В экспозиции собрали 180 произведений классика пейзажа: розовые закаты, мглистые рассветы и лунные ночи приехали из 23 музеев и частных коллекций.

Чтобы попасть на выставку, придется отстоять очередность, которая, вероятно, имеет все шансы поспорить по масштабу с очередями на Серова и Айвазовского — за несколько дней работы ее уже посетили возле 20 тыс. человек.

Впрочем, очередь обожателей Куинджи стояла еще в XIX веке — чтобы увидеть моновыставки его картин «Месячная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Днепр утром». Люди приходили подивиться, настолько эффектно выглядели, представлялось бы, банальные сюжеты. Кто-то искал лампу за картиной, создающую эффект свечения. Другие считали, что секрет светоносных ландшафтов в особых красках, которые Куинджи, возможно, разрабатывал вместе с Менделеевым, с которым он дружил.

Картины Куинджи и ныне кажутся чрезвычайно эффектными, благодаря минималистичной композиции и резким цветовым контрастам. И выглядят очень современно, как будто улучшены какой-либо умной компьютерной программой, вроде фотошопа. Теперь в Куинджи пытаются найти предтечу многих современных измов. В одних трудах он близок к импрессионизму, в других — к экспрессионизму, а где-то подходит близко к абстракции. Что близко к истине, так как художник явно симпатизировал заключительным достижениям живописи, выезжая заграницу.

Любовь к эффекту сыграла в жизни Куинджи роковую роль. После того как он, самоучка и совсем self-made man, приехавший из Мариуполя, добился наконец успеха, вышла критическая статья, не оставившая камня на камне от его изумительных работ. Что больше всего поразило Куинжди, написал ее товарищ по цеху передвижников, Клодт. Куинджи был раскритикован за монотонность, злоупотребление особым освещением при показе картин и чрезмерную эффектность. Он потребовал исключить Клодта из Товарищества передвижников, чего не случилось, тогда из общества вышел он сам. После нескольких триумфальных показов своих новоиспеченных картин обиженный художник решил больше не выставляться.

За двадцать лет затворничества он создал около 500 картин и эскизов и 300 графических трудов, которые никому не показывал. Публика считала, что он исчерпал свой талант. К этому рубежу Куинджи подошел состоятельным человеком. Цена на его еще недописанные полотна достигала 5000 рублей — по крайней мере, именно столько за «Лунную ночь» уплатил Великий князь Константин Константинович. Новые картины Куинджи показал только в 1901 году, выставка вышла успешной. О нем снова заговорили. Однако после этого он не выставлялся уже до самой смерти.

А. И. Куинджи
«На острове Валааме»
1873
Третьяковская галерка

А. И. Куинджи
«Чумацкий тракт в Мариуполе»
1875
Третьяковская галерея

А. И. Куинджи
«Украинская ночь»
1876
Третьяковская галерея

А. И. Куинджи
«Норд»
1879
Третьяковская галерея

А. И. Куинджи
«Березовая роща»
1879
Третьяковская галерея

А. И. Куинджи
«Днепр утром»
1881
Третьяковская галерея

А. И. Куинджи
«Ночь на Днепре»
1882
Третьяковская галерка

А. И. Куинджи
«Эльбрус. Лунная ночь»
1890-1895
Третьяковская галерея

А. И. Куинджи
«Дарьяльское ущелье»
1890-1895
Третьяковская галерея

А. И. Куинджи
«Ландшафт. Степь»
1890-1895
Третьяковская галерея

Источник: art-and-houses.ru