Алвару Сиза: пять мыслей о культуре проектирования

2

Притцкеровский лауреат португальский архитектор Алвару Сиза (Alvaro Siza, р. 25.06.1933) — самый поэтичный из модернистов. Он не боится глобализации, учит прислушиваться к желаниям людей и призывает лучше думать о будущем.

О культуре и глобализации Мне часто говорят, что глобализация уничтожит идентичность каждой страны, в том числе и в архитектуре. Я не слишком в это верю. Португалия однажды — в XVI веке — уже испытала влияние Индии и Китая, но это не лишило ее собственного видения. Более того, тогда благорадаря Индии и Китаю был создан совершенно особый, узнаваемый силуэт португальских городов. Они не погибли, а развились и переродились. И сейчас мы уже не воспринимаем ту архитектуру, как угрозу. Культура сейчас, как и тогда, балансирует на грани сохранения собственной уникальности и адаптации к новым веяниям. Это сложный баланс, но вполне здоровый.

Алвару Сиза вместе с Карлосом Кастанхайрой создал выставочный комплекс в корейской провинции Северный Кёнсан в рамках проекта обширного парка искусств Saya.

О способности говорить о большем  Еще до того момента, когда ко мне поступает вся необходимая информация о новом проекте, я начинаю делать наброски, исходя из тех параметров, что у меня есть. Даже если знаю, что в процессе все изменится до неузнаваемости. У меня обычно есть помощники, которые фотографируют местность для будущей постройки, эти данные оказываются в компьютере — и я тут же начинаю примеривать все свои самые сумасшедшие идеи. Разумеется, впоследствии все приходится менять, поскольку мы получаем больше сведений о деталях проекта. Но без этого творческого полета мысли все равно не обойтись. Иначе архитектура превратится в решение какой-то одной конкретной проблемы (к примеру, вписыванию в место) и утратит способность говорить о большем.

Международный музей дизайна в кампусе Китайской академии искусств в Ханчжоу. Проект Алвару Сизы и Карлоса Кастанейры.

О том, насколько стоит смотреть вперед Меня изумляет, как архитекторы проектируют города и здания, не учитывая дальнейшего развития места. К примеру, когда приходится рассчитывать ширину улиц в относительно бедных деревнях и городках, нужно обязательно исходить из того, что поселение, возможно, не всегда будет бедным. И что нужно учитывать, как жители обзаведутся машинами и станут их парковать, и что проезжую часть нужно сделать шире, чтобы машины могли разъехаться. Надо смотреть хотя бы на 10 лет вперед, ведь это так очевидно. Когда строят высотные здания без достаточного количества парковочных мест, это преступление. 

О чувстве локтя Самое важное для архитектора — замечать не только, как люди живут, а то, как они хотят жить. Если исходить только из тех условий, которые доступны людям в настоящий момент, качественного скачка в городской среде никогда не случится. Задача архитектора в том и состоит, чтобы понять, уловить желания и настроения людей. Не должно быть большого разрыва между теми, кто проектирует, и теми, кто будет в этом здании жить.   

Реконструкция Национального музея скульптуры в Санту-Тирсу. Проект Алвару Сиза Виейра и Эдуарду Соуту де Моура. Мраморная лестница со световым фонарем ведет на второй этаж.

О хорошем воспитании Если кругом стоят белые коробки, и есть задача построить церковь — нужно работать с тем, чтобы церковь выглядела уместно в этой архитектуре, а не подражать псевдо-историческим образцам. Добиться отличия от окружающих зданий можно иначе, нежели бездумно используя клише. Использовать объемы иных геометрических форм, к примеру, оставив цвет белым, как и в большинстве домов. 

Источник: interior.ru