8 икон дизайна, которые стоит купить в оригинальном исполнении

0

Благодаря доступности архивов знаменитых дизайнеров и бережно охраняемым технологиям многие объекты, ставшие культовыми в XX веке, сегодня производятся и продаются по всему миру. В некоторых случаях эволюция материалов и технологий лишь им на пользу, но многие винтажные иконы дизайна заметно выигрывают по сравнению со своими современными «редакциями». В нашей подборке восемь таких объектов.

Есть материалы, которые красиво стареют: это, например, кожа и дерево под лаком. Мебель Artek, выпущенная в 1930-е годы, представляется медовой в сравнении с теми же предметами, которые выпускаются сейчас, хотя материал и технология те же. Особенно заметно и симпатично старение материалов в кресле Чарлза и Рэй Имз 1956 года, в котором много и фанеры, и кожи.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой, 1956. Дизайн 1956 г. Производство Vitra, ок. 2011 г. Фото 2011 г.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой. Дизайн 1956 г. Производство Vitra, ок. 1999 г. Фото 1999 г.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой. Дизайн 1956 г. Производство Fehlbaum / Herman Miller, 1972. Фото 2011 г.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой. Дизайн 1956 г. Производство Fehlbaum / Herman Miller, 1972. Фото 2011 г.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой. Дизайн 1956 г. Производство Herman Miller, 2006. Фото 2008 г.

Чарлз и Рэй Имз. Кресло с банкеткой. Дизайн 1956 г. Производство Herman Miller, 1972–1976 гг. Фото 2016 г.

Алвар Аалто. Табурет, модель 60. Производство Artek, ок. 2014 г. Фото 2014 г. | Алвар Аалто. Табурет, модель 60. Производство Artek, ок. 1946–1956 гг. Фото 2014 г.

Геррит Ритвельд. Стул «Зигзаг». Дизайн 1932 г. Производитель Meubelmakerij Adr. van Rietveld для Cassina | Геррит Ритвельд. Стул «Зигзаг». Дизайн 1932 г. Производитель Metz & Co., ок. 1970

Кроме того, многие знаменитые объекты дизайна (например, мебель Чарлза Макинтоша, Геррита Ритвельда, металлические предметы, спроектированные дизайнерами Баухауза) не предназначались для фабричного производства. Их мастерили небольшими партиями вручную, и между предметами разных партий есть некоторые отличия, порой заметные. Это мелкосерийные, а порой и уникальные предметы. Их производители — ремесленные мастерские. Мебель Жана Пруве и вовсе выпускало ателье Жана Пруве, то есть дизайнер ее изготавливал, можно произнести, практически собственноручно. Крупные фабрики начинали производить их позже, порой десятилетия спустя, с неизбежными технологическими изменениями.

Жан Пруве. Стул «Métropole n° 305», 1953 г. Ателье Жана Пруве

Жан Пруве. Стул «Cafétéria n° 300», ок. 1950 г. Ателье Жана Пруве

Жан Пруве. Типовой стул n° 305, 1950 г. Ателье Жана Пруве

Жан Пруве. Стандартный стул, 19327 производитель Vitra, 2000-е. Фото 2014 г.

Эти уникальные объекты, какие дизайнеры делали вручную, фактически прототипы, и их рукодельность порой бросается в глаза. Но вообще фабричные технологии обыкновенно проигрывают ремесленным. Современная мебель по дизайну Ханса Вегнера и Финна Юля хорошо сделана, но стулья и кресла, выполненные по их чертежам датскими ремесленниками в 1950-е годы, по тонкости исполнения близятся к станковому искусству, к ювелирным украшениям.

Ханс Вегнер. Стулья, модель 24. Дизайн 1950 г. Производитель Carl Hansen & Søn, ок. 2013 г.

Ханс Вегнер. Стул, модель 24. Дизайн 1950 г. Производитель Carl Hansen & Søn

Ханс Вегнер. Стул, модель 24. Дизайн 1950 г. Производитель Carl Hansen & Søn, ок. 2013 г.

Ханс Вегнер. Стул, модель 24. Дизайн 1950 г. Производитель Carl Hansen & Søn

Финн Юль. Кресло, модель 45. Дизайн 1945 г. Производитель Niels Vodder, сер. XX в.

Финн Юль. Кресло, модель 45. Дизайн 1945 г. Производитель One Collection, нач. XXI в.

Наконец, сам лицо предметов, которые выпускаются много десятилетий, с течением времени ощутимо меняется. В 1960-е годы офисные стулья Арне Якобсена устанавливали на колеса с металлическими обтекаемыми «крыльями», а сейчас ставят на обычные пластиковые. В 1930-е стеклянную вазу Алвара Аалто, спроектированную для ресторана «Савой» в Хельсинки, спускали с заметным скругленным переходом от стенок к донышку. Сейчас переход резче и площадь донышка больше.

Алвар Аалто. Ваза, модель 2750. Производитель Karhula, до 1949 г.

Алвар Аалто. Ваза, модель 2750. Производитель Karhula, до 1949 г.

Алвар Аалто. Ваза, модель 2750. Производитель Karhula, до 1949 г.

Алвар Аалто. Ваза, модель 2750. Производитель Iittala, после 1949 г.

Арне Якобсен. Стул, модель 3117. Дизайн 1955 г. Производитель Fritz Hansen, ок. 2010 г. Фото 2010 г | Арне Якобсен. Стул, модель 3217. Дизайн 1955 г. Производитель Fritz Hansen. Фото 2012 г.

Арне Якобсен. Стул, модель 3217. Дизайн 1955 г. Производитель Fritz Hansen. Фото 2012 г.

Почти любой престарелый предмет мебели хоть чем-то, да отличается от современного, и в этих отличиях — его ценность. Но главное преимущество винтажных объектов интерьера — то, что современных двойников у них чаще всего вовсе нет. Сейчас производится лишь малая часть того, что спроектировали великие дизайнеры XX столетия. Любители «классического» дизайна, если они покупают современные реплики, вынуждены выбирать из нескольких десятков моделей, какие выпускают Vitra, Cassina, Artek, Tecta, Zanotta и несколько других замечательных брендов, в то время как в галереях винтажного дизайна — тысячи многообразных вещей тех же авторов.

Источник: art-and-houses.ru